Найти тему
Minsknews.by

Режиссер заставлял актрису падать по 10 дублей подряд. Как снимали фильм «Мой ласковый и нежный зверь»

Оглавление

Во время съемок фильма «Мой ласковый и нежный зверь» 41-летний режиссер Эмиль Лотяну нашел 16-летнюю музу в лице исполнительницы главной роли, а после съемок фильма женился на ней. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

-2

О чем кино

Конец XIX века. Дочь лесника Ольга кажется ангелом во плоти, однако на деле расчетлива и тщеславна. В нее влюбляются сразу трое немолодых мужчин. Она выходит замуж за самого богатого из них — дворянина Урбенина.

Правда, ей симпатичен Камышев, не располагающий достаточными средствами. Он уязвлен. Неожиданно история о любовном многоугольнике превращается в остросюжетный детектив с изменами и убийством в финале.

Ловелас и сердцеед

-3

Режиссер Эмиль Лотяну родился в 1936 году в селе Клокушна в Бессарабии, когда она еще оставалась территорией Румынии. С детства мальчишку тянуло к литературе и живописи. В 1952 году он получил аттестат в Бухаресте, хотел поступать в киношколу, но не был принят. Тогда парень принял смелое решение, обратился в советское посольство с просьбой о репатриации в СССР. Ведь в 1944 году произошло присоединение Бессарабии к Советскому Союзу, и он как бы возвращался на родину, в свою деревню. Но в селе не засиделся. Поехал в Москву. В 1953 году поступил на актерский факультет Школы-студии МХАТ.

Через два года понял: ему тесно в актерской профессии. Забрал документы. После экзаменов был принят на режиссерский факультет ВГИКа. С 1962-го работал постановщиком на киностудии «Молдова-фильм», где нашел свой жанр — романтическую драму, окрашенную в цыганские тона. Он снимал вне всяких правил и идеологий об обжигающем темпераменте и умении страстно любить женщин. И любил сам. Первой его музой стала Светлана Тома, которую он случайно встретил на автобусной остановке в Кишиневе и сделал кинозвездой. Лотяну снимал ее во многих картинах: «Красные поляны» (1966), «Лаутары» (1971), наконец, «Табор уходит в небо» (1976). Находясь в браке, Светлана не скрывала близких отношений с всегда энергичным режиссером. Дело дошло до того, что в 1972 году 25-летний супруг актрисы покончил с собой.

-4

В середине 1970-х Лотяну — победитель кинофестиваля в Сан-Себастьяне (Испания) — переезжает в Москву. На «Мосфильме» ему предлагают отложить на время цыганскую тему и подумать о русской классике. Он на бумаге адаптирует для экрана повесть Антона Чехова «Драма на охоте», дает сценарию название «Мой ласковый и нежный зверь». Впереди было самое сложное: найти актрису. Светлане Тома уже исполнился 31 год — цветущая красивая женщина. А по сценарию дочь лесничего Ольга — юная невинная девушка, почти нимфетка.

Муза в отставке

По заданию режиссера ассистенты разъехались по всей стране в поисках главной героини. Задача была такова: отыскать нечто среднее между Татьяной Самойловой в юности и Одри Хепберн. Галину Беляеву отыскали в Воронежском хореографическом училище. Внешностью постановщик остался доволен. Правда, попытки провести с ней многочисленные актерские пробы не увенчались успехом. Режиссер намеревался отправить 16-летнюю претендентку на роль обратно в Воронеж. В то же время в актерской труппе появился Олег Янковский, и его парный эпизод с девушкой убедил Лотяну.

Сам Олег Иванович попал в ленту без кинопроб на роль Камышева. Актер согласился не сразу. Ему не нравилась переделанная Лотяну версия повести Чехова, но из интереса поработать с Эмилем Владимировичем дал добро. К слову, советский секс-символ имел прямое отношение к Минску. В 1957 году его старший брат Ростислав стал работать на сцене Государственного русского драматического театра имени М. Горького. Чтобы избавить мать от материальных забот, он забрал 13-летнего Олега к себе. Здесь мальчик ходил в школу, занимался в футбольной секции и даже впервые вышел на сцену в спектакле «Барабанщица» в роли мальчика Эдика. БССР внесла свою лепту в становление звезды: снимаясь в дебютной картине «Щит и меч» (1968), параллельно исполнил главную роль в белорусском фильме «Жди меня, Анна» (1969), где сыграл журналиста.

Кинопробы не проходили и другие звезды, например Кирилл Лавров, утвержденный на роль графа Карнеева. Но возникли сложности: его персонаж — похотливый аморальный алкоголик, а Кирилл Юрьевич был депутатом Верховного Совета СССР, исполнял роли Ленина и других советских деятелей. Киноначальство пыталось запретить ему участвовать в ленте, но Лавров настаивал, что для него как актера роль интересна. Чиновники сдались.

-5

Петра Егоровича Урбенина, дворянина, управляющего имением, сыграл известный исполнитель Леонид Марков, актер Театра имени Моссовета.

В повести Чехова действительно есть короткая ремарка о том, что однажды в имение пригласили цыган. Лотяну воспользовался этим и, следуя своей страсти, наводнил ленту цыганскими распевами. Табор с гитарами периодически присутствует в кадре. В его составе оказалась и бывшая муза режиссера Светлана Тома.

Называл самодеятельностью

Большая часть съемок фильма проходила в подмосковном Валуево, в усадьбе XVIII века, некогда принадлежавшей графу Мусину-Пушкину. Городские сцены были отсняты в Суздале.

Говорили, что и в работе, и в жизни Лотяну был человеком-цунами, перед которым невозможно устоять. Вся труппа знала, что с начала съемок 41-летний постановщик ухаживал за 16-летней исполнительницей главной роли. Завязался бурный роман. Но это не мешало, а только способствовало достижению высокого качества фильма. Свою любовь и страсть режиссер выплескивал на экран. Был требователен к Галине, заставлял падать по 10 дублей подряд, если этого требовал сценарий, а по окончании съемочного дня превращался в нежного поэта с цветами, читал ей собственные стихи. Впрочем, о девушке заботилась вся команда, ведь она была еще ребенком, к тому же неопытным и хрупким. Кирилл Лавров несколько раз отправлял ее после съемок на выделенной ему «Волге», а сам добирался на попутках, о чем парторганизатор студии написал докладную записку!

-6

Говоря о ленте, нельзя не вспомнить знаменитый вальс Евгения Доги, который считается одним из лучших не только в советском, но и в мировом кино. Вначале перед Догой стояла одна задача: подобрать вальс XIX века в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Но как он ни старался, как ни перебирал существовавшие записи, не мог прийти к желаемому результату. Накануне запланированного дня съемок, когда вальс должен был состояться, композитор сообщил режиссеру о своей неудаче, упомянув, что у него есть собственные наработки. Сел за инструмент, показал их. Лотяну остался в восторге и велел за ночь дописать финал. Съемки сцены танца прошли под звуки вальса, сыгранного на фортепиано. Для окончательной версии нужно было записать вальс с оркестром. Дирижер Сергей Скрипка вспоминал, как режиссер после каждого дубля (всего их было 12) ругался матом и называл исполнение коллектива сельской самодеятельностью. Но результат на слуху!

Премьера фильма состоялась 18 сентября 1978 года. После нее Лотяну женился на Беляевой, в семье родился сын Эмиль.

Картину ругали за излишнюю цыганщину и искажение произведения Чехова. Однако зрители любят это кино и сегодня с удовольствием его пересматривают.

Еще материалы рубрики:

В конце 1970-х «Школьный вальс» вызвал жаркие дискуссии, а премьера фильма закончилась громким скандалом

«Семь невест ефрейтора Збруева». За что исполнитель главной роли Семен Морозов возненавидел своего персонажа

Как на съемках новогоднего фильма «Сирота казанская» Лев Дуров едва не погиб от рук Валентина Гафта

Съемки фильма «Тихий Дон»: почему казачку Мордюкову не пригласили на пробы и кто съел кусочек носа Григория Мелехова

Андрей Соколов в период съемок попал в тюрьму. Интересные факты о фильме «Маленькая Вера»