Найти тему

«Пассажиры ночи» (2022): история интеллигентной француженки из 1980-х с Шарлоттой Генсбур и хитами Джо Дассена

Такое спокойное, неспешное, повествовательное типично женское кино. В аннотации его заявляют как ностальгическую ретро-драму — действие в нем происходит с 1981 по 1988 годы. Оно начинается с кадров ликующего Парижа и прихода к власти Миттерана, и заканчивается его перевыборами.

Французы наверняка прочитывают в этом какие-то свои, непонятные нам, смыслы. Но и мы тоже переживали разные исторические периоды, в том числе полные надежд на добрые перемены и разочарования от того, что они не пришли. Но фильм, конечно же, не о политике, а о человечности.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Из ретро в этом фильме — песни Джо Дассена и другие хиты французской эстрады 1980-х, брюки-бананы и то, что женщины невообразимо много курят.

В рецензиях написано, что фильм передает дух Парижа 1980-х, и если интересно посмотреть, какой он, этот дух, то «Пассажиры ночи» нам в помощь.

В ночном эфире идет радиопрограмма «Пассажиры ночи» — для тех, кто не спит. Ее во время бессонниц слушает Элизабет (Шарлотта Генсбур).

Элизабет в непростой ситуации — ее бросил муж, она никогда нигде не работала, хотя окончила университет. Она занималась детьми. Их у Элизабет двое: очень политизированная дочь-студентка Жюдит, заполночь возвращающаяся домой с ворохом транспарантов, и сын-старшеклассник Маттиас, который сочиняет стихи на уроках истории.

Та самая квартира в видом на Париж. Кадр из фильма.
Та самая квартира в видом на Париж. Кадр из фильма.

Элизабет в поисках работы приходит на любимую радиостанцию — ее берут на коммутатор принимать ночные звонки от слушателей. Она попадает в атмосферу радиостудии, когда перед ночным эфиром ведущие гоняют футбол, чтоб взбодриться.

Однажды в студию на программу приходит странная девушка, которая называет себя Талулой и не хочет рассказывать о родителях. Когда Элизабет понимает, что Талуле негде ночевать, она забирает девушку к себе, в роскошную квартиру с панорамными окнами на огромный Париж. Оплату которой, впрочем, без помощи мужа она не тянет.

И Талула становится членом семьи.

Эх, не знали французы про нашу песню «Ту-лу-ла, ту-лу-ла, ветром голову надуло». Но неважно. Чтобы охарактеризовать юную незнакомку, песня подходит как нельзя лучше.

Девушка слегка переворачивает жизнь всех домочадцев.

Впрочем, после демарша главы семьи там и так все перевернуто вверх дном. Все в растерянности. И появление Талулы даже помогает им «найтись». Но затем девица загадочно исчезает.

Теперь Талула вернулась за помощью.
Теперь Талула вернулась за помощью.

Проходит несколько лет, и вот уже на календаре 1988-й. Мы видим, как изменились герои, как Элизабет учится принимать перемены, в том числе и в своей жизни.

Жизнь порой нелегка, но все же прекрасна, считает Элизабет (Шарлотта Генсбур).  Кадр из фильма.
Жизнь порой нелегка, но все же прекрасна, считает Элизабет (Шарлотта Генсбур). Кадр из фильма.

И мы понимаем, что вся жизнь Элизабет была посвящена детям, хотя вроде она весь фильм металась, искала себя, искала работу, искала любовь. Но первоосновой ее жизни были дети, и когда гнездо опустело, ей приходится снова решать, как жить дальше.

Это повествовательное женское, но в то же время совсем не пуританское кино. Европейцы часто показывают откровенные сцены без смакования, но и без лишних реверансов, и такие сцены в фильме есть.

Но главное, что в нем есть атмосфера тепла, принятия и любви. Что бы ни происходило с нами и вокруг нас, близкие остаются нашей главной заботой и опорой.

А еще в нем много красивого Парижа, ночного в змеящихся огоньках или серо-розового предрассветного.

Если некуда торопиться и хочется понаблюдать за чужой жизнью со стороны — то рекомендую.

Смотрели? Что скажете?

Кадры из фильма с сайта Кинотеатр.ру.

О фильмах с Шарлоттой Генсбур можно почитать здесь:

Дочитали до конца? Ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал «Кино и книги круглый год», чтобы не пропустить новые публикации!