Этот фильм снят по одноименной книге Карин Тюиль, француженки, переквалифицировавшейся из юриста в писательницу, чьи книги отмечены рядом премий.
Фильм посвящен сложной и деликатной теме, и снят слегка отстраненно — нам рассказывают историю сначала с позиции молодого человека, обвиняемого в изнасиловании, затем — с позиции его жертвы, а затем мы смотрим заседание суда, открывающее все новые и новые подробности, и по мере их открытия обидчик и жертва не раз меняются местами. Так было совершено преступление или его не было?
Французский режиссер Иван Атталь главные роли доверил своей жене Шарлотте Генсбур и сыну Бену Атталю. Они играют мать и сына, и оттого смотреть на них особенно интересно, тем более что их респектабельная семья попала в очень драматическую ситуацию.
Стоп, а такая ли уж она респектабельная?
Александр (Бен Атталь) — студент Стэнфорда, прилетает в Париж, чтобы стать свидетелем триумфа своего отца, мегазвездного телеведущего и шоумена Жана Фареля (Пьер Ардити), которому должны вручить орден Почетного легиона.
Но Александра в аэропорту никто не встречает, кроме водителя — у отца съемки передачи (и роман с юной журналисткой-стажером), а у матери, тоже известной журналистки и правозащитницы, — очередные дебаты. Клер (Шарлотта Генсбур) будет держать пламенную речь в защиту очередной женщины — жертвы насилия.
Александр так не дождался отца, и вечером отправился к матери. У Клер бурный роман со скромным учителем-лингвистом Адамом, который, поддавшись страсти, ушел из семьи. В гостях у матери Александр знакомится с дочерью ее возлюбленного — Милой.
Чтобы лучше познакомиться со сводной сестрой, Александр по настоянию Клер и Адама берет с собой девушку на вечеринку.
А наутро просыпается от того, что в дверь ломится полиция — мальчика-мажора и эстета, накануне игравшего на фортепиано этюды Шопена восхищенной матери, обвиняют в насилии над сводной сестрой.
И дальше начинается подробное и детальное судебное разбирательство с разных точек зрения, что же произошло между Александром и Милой той роковой ночью. Диалоги «Мне неловко» — «Не стесняйтесь», или «Мне стыдно» — «Стыдно должно быть не вам» — звучат очень часто. Настолько подробно все детали исследуются судом.
Фильм о том, как 20 минут, прожитых опрометчиво, могут перевернуть жизнь всех героев — не только Милы и Александра, но и их близких.
В процессе расследования из разных шкафов вываливаются все новые и новые скелеты, и получается, что Мила, воспитанная в ортодоксальной иудейской семье, давшей трещину — не такая уж наивная жертва, а импульсивный и уверенный в своей неотразимости любвеобильный Александр — не такой уж монстр, и вполне способен к раскаянию.
И особенно больно эта ситуация ударила по Клер — она всю жизнь боролась за права женщин, пострадавших от насилия, а теперь оказалась по другую сторону баррикад. И одновременно потеряла возлюбленного.
Мы так и не узнаем, что произошло между Александром и Милой, режиссер оставил нам самим догадаться, что произошло за закрытой дверью.
И что стало причиной подачи иска — разное восприятие происходящего, желание Милы вернуть отца в семью, ее стремление отомстить за нанесенные обиды всем мужчинам в лице Александра, или же «обелить» себя в глазах матери, которая считает потерю девственности страшным грехом?
Это психологический детектив, где зритель чувствует себя следователем — когда герои говорят одно, а камера показывает другое. Мила обвиняет Александра, но при этом мы видим, как она не спускает с него влюбленно-восхищенных глаз.
Эффект усиливает музыка композитора и пианиста Матье Ламболи — фортепианные этюды добавляют тревожности в нужные моменты. И, конечно, блистательная игра актеров – главное достоинство фильма.
Помните движение «MeToo», охватившее мир после скандала с домогательством и обвинением кинопродюсера Харви Вайнштейна? Фильм как раз показывает негативные последствия ситуации, когда виноваты оба, а отвечает мужчина - в данном случае Александра ждут годы заключения.
Еще раз повторюсь, что сложная и спорная тема подана в фильме максимально беспристрастно, без обвинений в сторону юноши или девушки. И именно зрителю предоставлено вынести окончательный вердикт, ведь истина у каждого своя.
Заинтересовались, будете смотреть?
Кадры из фильма с сайта Кинотеатр.ру.
О другом фильме с Шарлоттой Генсбур в роли матери я писала здесь: