Найти тему

«Дела человеческие» (2022): о расколе семьи и «серой зоне» согласия

Оглавление

Этот фильм снят по одноименной книге Карин Тюиль, француженки, переквалифицировавшейся из юриста в писательницу, чьи книги отмечены рядом премий.

Мила (Сюзанна Жуанне) и Александр (Бен Атталь).
Мила (Сюзанна Жуанне) и Александр (Бен Атталь).

Фильм посвящен сложной и деликатной теме, и снят слегка отстраненно — нам рассказывают историю сначала с позиции молодого человека, обвиняемого в изнасиловании, затем — с позиции его жертвы, а затем мы смотрим заседание суда, открывающее все новые и новые подробности, и по мере их открытия обидчик и жертва не раз меняются местами. Так было совершено преступление или его не было?

Французский режиссер Иван Атталь главные роли доверил своей жене Шарлотте Генсбур и сыну Бену Атталю. Они играют мать и сына, и оттого смотреть на них особенно интересно, тем более что их респектабельная семья попала в очень драматическую ситуацию.

Стоп, а такая ли уж она респектабельная?

Александр (Бен Атталь) — студент Стэнфорда, прилетает в Париж, чтобы стать свидетелем триумфа своего отца, мегазвездного телеведущего и шоумена Жана Фареля (Пьер Ардити), которому должны вручить орден Почетного легиона.

Но Александра в аэропорту никто не встречает, кроме водителя — у отца съемки передачи (и роман с юной журналисткой-стажером), а у матери, тоже известной журналистки и правозащитницы, — очередные дебаты. Клер (Шарлотта Генсбур) будет держать пламенную речь в защиту очередной женщины — жертвы насилия.

В заде суда.
В заде суда.

Александр так не дождался отца, и вечером отправился к матери. У Клер бурный роман со скромным учителем-лингвистом Адамом, который, поддавшись страсти, ушел из семьи. В гостях у матери Александр знакомится с дочерью ее возлюбленного — Милой.

Чтобы лучше познакомиться со сводной сестрой, Александр по настоянию Клер и Адама берет с собой девушку на вечеринку.

А наутро просыпается от того, что в дверь ломится полиция — мальчика-мажора и эстета, накануне игравшего на фортепиано этюды Шопена восхищенной матери, обвиняют в насилии над сводной сестрой.

И дальше начинается подробное и детальное судебное разбирательство с разных точек зрения, что же произошло между Александром и Милой той роковой ночью. Диалоги «Мне неловко» — «Не стесняйтесь», или «Мне стыдно» — «Стыдно должно быть не вам» — звучат очень часто. Настолько подробно все детали исследуются судом.

Жертва или мстительница? Решайте сами, предлагает режиссер.
Жертва или мстительница? Решайте сами, предлагает режиссер.

Фильм о том, как 20 минут, прожитых опрометчиво, могут перевернуть жизнь всех героев — не только Милы и Александра, но и их близких.

В процессе расследования из разных шкафов вываливаются все новые и новые скелеты, и получается, что Мила, воспитанная в ортодоксальной иудейской семье, давшей трещину — не такая уж наивная жертва, а импульсивный и уверенный в своей неотразимости любвеобильный Александр — не такой уж монстр, и вполне способен к раскаянию.

И особенно больно эта ситуация ударила по Клер — она всю жизнь боролась за права женщин, пострадавших от насилия, а теперь оказалась по другую сторону баррикад. И одновременно потеряла возлюбленного.

Мы так и не узнаем, что произошло между Александром и Милой, режиссер оставил нам самим догадаться, что произошло за закрытой дверью.

И что стало причиной подачи иска — разное восприятие происходящего, желание Милы вернуть отца в семью, ее стремление отомстить за нанесенные обиды всем мужчинам в лице Александра, или же «обелить» себя в глазах матери, которая считает потерю девственности страшным грехом?

Бен Атталь - надо запомнить это имя.
Бен Атталь - надо запомнить это имя.

Это психологический детектив, где зритель чувствует себя следователем — когда герои говорят одно, а камера показывает другое. Мила обвиняет Александра, но при этом мы видим, как она не спускает с него влюбленно-восхищенных глаз.

Эффект усиливает музыка композитора и пианиста Матье Ламболи — фортепианные этюды добавляют тревожности в нужные моменты. И, конечно, блистательная игра актеров – главное достоинство фильма.

Помните движение «MeToo», охватившее мир после скандала с домогательством и обвинением кинопродюсера Харви Вайнштейна? Фильм как раз показывает негативные последствия ситуации, когда виноваты оба, а отвечает мужчина - в данном случае Александра ждут годы заключения.

Еще раз повторюсь, что сложная и спорная тема подана в фильме максимально беспристрастно, без обвинений в сторону юноши или девушки. И именно зрителю предоставлено вынести окончательный вердикт, ведь истина у каждого своя.

Заинтересовались, будете смотреть?

Кадры из фильма с сайта Кинотеатр.ру.

О другом фильме с Шарлоттой Генсбур в роли матери я писала здесь:

Еще больше обзоров — в подборках «Кино круглый год» и «Наше кино»