Найти в Дзене
МузАртМедиа | MusicArtMedia

Как слушать симфонию?

Оглавление
Симфония моя, разумеется, программна, но программа эта такова, что формулировать её словами нет никакой возможности… Но не этим ли и должна быть симфония, то есть самая лирическая из музыкальных форм, не должна ли она выражать всё то, для чего нет слов, но что просится из души и что хочет быть высказано?
П.И. Чайковский о своей Четвертой симфонии (из письма С.И. Танееву, 1878 год)

Такое письмо Чайковского ставит перед нами, слушателями, вопрос - как правильно слушать музыку, говорящую о невыразимом словами? Важно иметь ввиду и то, что традиции исполнения и прослушивания симфоний менялись с течением времени.

Расскажем обо всем по порядку!

Форма классической симфонии

Крылатое выражение гласит, что сколько симфоний - столько и музыкальных форм, каждое произведение абсолютно уникально. Однако у жанра симфонии есть типовая структура:

I часть - Allegro, иногда с медленным вступлением. Пишется в сонатной форме.
Что такое сонатная форма, легко понять на примере сказки про принца и принцессу, которых в начале сказки мы видим по отдельности, потом нам рассказывают историю их знакомства, а за ней и свадьбу, где невеста берет фамилию мужа. И как это увязать с музыкой, спросите вы? Принц - главная партия, прекрасная принцесса - побочная партия в параллельной или доминантовой тональности. История их знакомства - разработка, а свадьба - реприза, где побочная партия звучит в тональности главной, иными словами "берет фамилию мужа". Все просто!:) Вот мы и следим в первой части за этим захватывающим рассказом.

II часть - медленная, чаще всего в сложной трехчастной форме. После бурной первой части композитор дает нам возможность "передохнуть".

III часть - плавный танец - менуэт у венских классиков, или (в порядке исключения) вальс у Чайковского, а у Бетховена - скерцо. Может быть как лирическим центром симфонии, так и вполне себе действенной, активной частью, преамбулой финала.

IV часть - чаще всего стремительный финал, в сонатной форме, иногда с чертами формы рондо.

А если частей пять или три? А если структура нарушена, вторая и третья части меняются местами, или финал медленный, как в Патетической симфонии Чайковского, спросите вы? А это и есть работа с формой, когда композитор намеренно искажает ожидаемые нами каноны и достигает этим эффекта неожиданности.
Но теперь-то вы знаете чего ожидать и любое отклонение от заданного курса будет восприниматься вами с большим интересом!

Рукопись "Фантастической" симфонии Гектора Берлиоза. В этом грандиозном пятичастном произведении есть еще и программа, иными словами сюжетная линия, которую вы читаете перед прослушиванием. Тем удивительнее ваше музыкальное впечатление!
Рукопись "Фантастической" симфонии Гектора Берлиоза. В этом грандиозном пятичастном произведении есть еще и программа, иными словами сюжетная линия, которую вы читаете перед прослушиванием. Тем удивительнее ваше музыкальное впечатление!

Как слушать симфонию?

Традиции исполнения и прослушивания симфонических произведений видоизменялись за почти трехсотлетнюю историю жанра. Так, у венских классиков экспозиция первой части (то есть показ главной и побочной партии) звучали дважды. И для того, чтобы слушатели запомнили темы и следили за их дальнейшим развитием более внимательно, и для того, чтобы... дать возможность поаплодировать! Читаем письмо В.А. Моцарта к отцу:

Симфония началась... Как раз в середине первого Allegro был один пассаж, который, я знал, должен был понравиться. Все слушатели были от него в большом восторге и многие аплодировали. А поскольку я знал, как мне лучше его написать и какое он произведет впечатление, то я повторил его и в конце.
<...> (в один момент, когда звучало piano) слушатели, как я и ожидал, зашикали. Затем сразу следовало forte. Когда они услышали forte, начались рукоплескания.

Теперь же мы слушаем симфонии не имея возможности захлопать не то что в моменты восторга, но и между частями! И что делать?
А после венских классиков и экспозицию перестали повторять, надеясь, что мы сразу все запомним. И форму усложнили композиторы, и симфонии разрослись до масштабов не то чтобы отделения, целого концерта.
Как быть слушателю, как все понять и усвоить?

Ответы на эти вопросы просты. Симфония - это живая музыкальная речь. Нам надо лишь быть к ней чутким. Темы симфонии - это образы, персонажи, которые вступают в диалог с нашим воображением, а любая музыкальная форма опирается на явления нашей жизни!
Аплодировать между частями симфонии не принято теперь как раз для того, чтобы не разрушить ауру музыки и не разбить цикл на фрагменты, давая возможность нашей фантазии связать воедино это грандиозное музыкальное повествование.

Константин Разумов - Симфонический оркестр
Константин Разумов - Симфонический оркестр

И пусть знакомство с симфониями дарит вам незабываемые эмоции разговора с композитором! Разговора о самом главном, о том, о чем и не скажешь словами...

Почитать об истории жанра можно здесь!

Симфония. Грандиозное созвучие
МузАртМедиа | MusicArtMedia28 января 2023

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные материалы!

С любовью, ваша команда МузАртМедиа!