Найти тему
Елена Шаламонова

Данька с зелёными глазами

Даньке, веснушчатому зеленоглазому мальчишке, было шесть лет, когда он переехал в новый дом. Первое время он привыкал к новой просторной квартире, радовался своей комнате и всё раскладывал в шкафу свои игрушки. На старой квартире они у него лежали в коробке под кроваткой, а тут папа поставил отдельный просторный шкафчик с несколькими полками. И Данька чувствовал себя настоящим хозяином своей комнаты.

Через неделю мальчик начал изучать двор. Стояло лето, он познакомился с двумя ребятами из своего подъезда, но встречался он с ними чаще по выходным. А так, во дворе было немноголюдно.

Лишь один завсегдатай привлёк внимание Дани. Это был угрюмого вида седой худощавый старик. Он ежедневно сидел на скамеечке в глубине двора, опираясь на трость и смотрел прямо перед собой, будто бы видел что-то такое, чего не видно другим.

От этого он казался Дане волшебником, ведающим какие-то секреты, рассказывать о которых он никому ни за что не станет…

Данька гулял и всё посматривал в сторону сидящего одинокого старика и боялся к нему подходить близко. Но однажды мальчик увидел, как странный старик кормит голубей. Птицы доверчиво подходили к ногам, подбирая крошки, толкаясь и спеша ухватить побольше хлеба. Старик улыбался и даже негромко произнес вполне нормальным голосом:

- Тише вы, всем достанется…

Тогда Даня понял, что если этот человек и волшебник, то добрый. Он подошёл ближе и стал смотреть на птиц. Старик молча оглядывал Даню. Когда птицы съели все крошки и дружно всей стайкой улетели в небо, Даня подошёл к старику и сказал:

- Будем дружить? Меня Даня зовут.

Старик, всё это время внимательно и как-то странно смотревший на мальчика, вдруг вздрогнул, словно невидимый ток пробежал по его его бледному лицу.

А Даня уже протягивал своему старому соседу изрядно помятую конфету, которая от тепла его ладошки подтаяла.

- Егор… Иванович. Будем дружить. Обязательно. Даня…

Казалось, старик всё ещё был в каком-то изумлении, но Даня не понимал, чему так поразился дед. Он подумал, что Егор Иванович стесняется, как это бывает у детей при первой встрече.

А Егор Иванович, бывший фронтовик, увидел в Даньке нечто до боли знакомое и родное…

Тогда, на фронте, в сорок первом, он, ещё молодой солдат, сидел в окопе на дозоре на своём участке и прислушивался к каждому шороху. Часть солдат грелась в землянках. Нудная и холодная осень пробирала насквозь, моросил мелкий дождь. Егора пришёл сменить на посту вновь прибывший паренёк, рыжий, веснушчатый и зеленоглазый. Он осторожно подошёл и прошептал, протянув руку:

- Будем дружить? Даня.

- Будем, обязательно, - ответил тогда Егор, внутренне улыбаясь веснушкам нового рыженького…

Сейчас поступок мальчика так всколыхнул старого фронтовика, что он не сразу оправился от волнения. Похожесть малыша на его фронтового товарища была настолько поразительной, а его точно повторенная фраза при знакомстве так впечатлила Егора Ивановича, что он еле сдерживал слёзы.

Уже придя домой, он подошёл к шкафу и вынул старенький фотоальбом. Сев на диван, старик быстро нашёл нужную страницу. И долгое время, покачиваясь, смотрел на серо-жёлтое потёртое фото.

Тогда на фронте, Данька вскоре стал лучшим другом Егора. Близость взглядов, схожесть характеров и какое-то неведомое тепло сразу скрепило их отношения. И мечтательность, и чувство юмора помогало друзьям преодолевать самые трудные испытания.

Но лишь когда Данька был смертельно ранен в бою, Егор понял, что потерял практически брата. Он не смирился с потерей всю войну, и вспоминал своего боевого друга всю жизнь, глубоко переживая его гибель, как самую горькую разлуку.

Теперь, когда малыш во дворе подошёл к нему с такой же фразой, Егору Ивановичу на миг показалось, что тот, именно тот Даня словно спустился с небес, видя как горюет и помнит его Друг.

- Вот и поверишь в реинкарнацию, - шептал старик и смотрел на иконочки, которые поблёскивали в уголке комнаты. Они остались после жены, которой не стало три года назад.

Теперь Егор Иванович стал другом маленького Даньки. Они вместе беседовали во дворе, старик охотно приглядывал за малышом, если мать Дани уходила в магазин.

А когда Егор Иванович вышел в день Победы во двор при орденах, то Даня и вовсе загордился своим старшим товарищем. Они вместе ходили на парад, и родители Дани уважительно поддерживали старика под руку.

Даня и Егор Иванович на удивление легко сошлись. Данька рос, пошёл в школу, но всегда находил время поговорить с Егором Ивановичем, зайти к нему в гости, сходить для старика в магазин.

Все дни Победы они ходили на парад вместе. Друзья Дани даже искренне считали, что Егор Иванович его родной дедушка. После парада многие фотографировались с ветераном, и Даня был счастлив и горд своим другом.

Однажды, когда Даня был уже в пятом классе, Егор Иванович, пригласил его на обычные посиделки – попить чаю. Даня пришёл с мамой Юлей. В этот раз Егор Иванович показал им свой старый альбом с фронтовыми фотографиями. Он рассказал о своём товарище, тоже Дане, показав их маленькую совместную фотографию.

Даня смотрел на фото и потом серьёзно сказал:

- Я тоже буду военным, тоже буду Родину защищать!

Мама погладила его по плечам и сказала:

- Для этого надо отлично учиться, а у тебя по математике четвёрка. Солдат…

Егор Иванович вздохнул и тоже сказал:

- Не важно, Даня, кем ты станешь. Лишь бы был мир на нашей планете. А профессий много. И столько интересного в жизни у тебя будет. Вот увидишь. Что больше понравится, то и выбирай.

Даня утвердительно кивнул, а мама понимающе и благодарно смотрела на старого фронтовика.

- А где ваш сын, Егор Иванович? – спросила Юля.

- О, он в Москве. Трудится в престижном институте. Изобретает новые современные машины. И внуки по его стопам пошли. Приезжают ко мне редко, зовут к себе, но я не хочу. Пока. А там видно будет.

Старик улыбнулся, и его лицо словно осветилось солнцем. А Юля сказала:

- А вы к нам почаще приходите. Вместе кино посмотрим, поговорим, пообедаем. Вот в воскресение и будем вас ждать. Я пирогов напеку. Обязательно приходите!

Мама и сынок ушли домой. А Егор Иванович встал у окна и посмотрел на темнеющее небо. Он открыл форточку и вдохнул свежего воздуха. В этот момент ему стало так тепло и хорошо на сердце, будто кто-то невидимый и родной обнял. Давно так не было легко на душе.

«Хорошие они люди. Везёт мне на дружбу… Вот и снова Даня со мной». Он включил свой старенький проигрыватель и поставил любимую пластинку. Тихо и нежно полилась по комнате музыка, слегка поскрипывая и шипя: «Тёмная ночь, только пули свистят у виска…Только ветер гудит в проводах…» Слабый ветерок шевелил занавеску, а Егор Иванович вспоминая, видел, как живого своего фронтового друга Даню – смеющегося, молодого и рыжеволосого парня с зелёными глазами…

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

ЛАЙКОМ, откликами и ПОДПИСКОЙ вы поддерживаете автора. Спасибо! Поделитесь рассказом с друзьями в соцсетях, пожалуйста!

ПОРОДИСТЫЙ ЩЕНОК

ДИМА ПЛЮС МАША

ЖЕНИХ С ПРИДАНЫМ

До новых встреч!