13,1K подписчиков

УСТНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ. ЗАДАНИЕ 3. МОНОЛОГ. КАК ОПИСАТЬ ФОТОГРАФИЮ?

1,9K прочитали
В задании 3 устного собеседования по русскому языку выпускникам предлагается выбрать одну из трех предложенных тем для составления монологического высказывания.
В задании 3 устного собеседования по русскому языку выпускникам предлагается выбрать одну из трех предложенных тем для составления монологического высказывания. Как правило, многие выбирают либо описание фотографии, либо повествование на основе жизненного опыта, ведь на подготовку дается лишь минута, за которую необходимо продумать структуру своего ответа с учетом критериев оценивания.

Может, кому-то покажется это простым заданием. Собеседник же выдает карточку-помощницу, а на ней записаны и вспомогательные вопросы, и подсказки, помогающие выпускнику построить высказывание, соответствующее теме. Но я так не считаю, так как вижу, что на деле все выходит иначе. Учащийся волнуется, теряет нить размышлений, сбивается с мысли, что естественным образом приводит к отсутствию логичности и последовательности, связности высказывания. Как же избежать такой ситуации? Конечно же, как в любом деле, нужны практикумы, знакомство с примерными ответами, составление своих карточек-помощниц.

При подготовке детей к такому виду деятельности разрабатываю шаблоны ответов по фотографиям, которые объединяю в тематические блоки. Например, хобби и увлечения, поездки и экскурсии, мир профессий, праздники и знаменательные события, спорт, природа, человек-человек (снимки, посвященные взаимоотношениям между людьми, семье, семейным ценностям), человек – природа(животные). По сути, схема подготовки выглядит следующим образом:

1) Изучение критериев оценивания

Напоминаю, что монологическое высказывание оценивается по 3 критериям:

1 КРИТЕРИЙ

Выполнение коммуникативной задачи: высказывание должно быть полным и развернутым. Помните, что минимальный объем монолога - 10 фраз. При этом предложения должны быть не односложные, а распространенные.

2 КРИТЕРИЙ

Учет речевой ситуации. Проще говоря, это понимание учащимся того, с какой целью он говорит, где говорит и кто является его собеседником.

3 КРИТЕРИЙ

Речевое оформление монологического высказывания: речь должна быть связной, логичной и последовательной. Перескакивания с одного на другое (начали говорить об одном, потом рассказали о другом и снова вернулись к первому), неуместные фразы и предложения (лишние, не соответствующие теме факты), отсутствие связи между предложениями приведут к потере балла.

2) Разработка совместно с учащимися примерных ответов по блокам.

В рамках данного этапа школьникам предлагается самостоятельно подобрать синонимы к словам, которые дает учитель, составить предложения, отличающиеся разным построением. Согласитесь, что однотипность построения синтаксических конструкций(предложений), обилие речевых повторов (следствие плохой ил некачественной работы детей с синонимами) - одна из ключевых проблем, которую пытается решить филолог, чтобы помочь своим ученикам.

3) Составление учащимися ответов по другим снимкам из блока.

Сначала, конечно же, этот тип работы имеет письменную форму, затем - устную (с учетом 1 минуты на подготовку). Важно, чтобы учащийся научился слышать, что он говорит и как он это говорит.

В конце статьи привожу типовые конструкции, которые можно использовать при описании фотографии, а также пример описания снимка из блока "Профессии".

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Что можно использовать?

1) Посещение музея (библиотеки, картинной галереи, выставки, музея-усадьбы) – прекрасная возможность узнать что-то новое, интересное, расширить кругозор, соприкоснуться с прекрасным, увидеть предметы старины, относящиеся к определённой эпохе.

2) Фотография помогает запечатлеть самые яркие и счастливые моменты, которые хочется воспоминать снова и снова.

3) День Победы (День знаний, ВМФ и т.д.) - это тот праздник, (событие), который отмечает вся наша страна, так как ….

4) Передо мною фотография, сделанная во время…

Избегаем речевых повторов! Фотография – снимок, кадр, фотокарточка.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1) Перед(о) нами (мною) ...большая (маленькая)комната / кабинет /спортивный зал / спортивная площадка, картинная галерея / зал музея / школьный стадион и т.п.

2) В центре фотографии – ... (кто?) дети / взрослые / мальчик(и) / девочка (и) / школьник(и) / спортсмен(ы, ки) / выпускник (и) и т.п.

3) Он (она, они) увлечённо (радостно) ... (что делает? что делают?) играют в шахматы (волейбол, баскетбол) / катаются на коньках (лыжах, велосипеде), рассматривают картины (предметы старины) / смотрят телевизор / празднуют день рождения / отмечают День Победы и т.п.

4) Видно, что ему (ей, им) нравится это.../ что? / что делать?

5) На (ком?) ... детях / взрослых / мальчик(е,ах) / девочк(е,ах) / школьник(е,ах) / спортсмен(е, ках) / выпускниках школьная (спортивная)/форма / праздничная одежда / праздничная школьная форма / спортивный костюм / зимняя одежда и т.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1) Глядя на фотографию, вспоминаю (думаю, ощущаю)

2) Данный снимок мне понравился, потому что...

В задании 3 устного собеседования по русскому языку выпускникам предлагается выбрать одну из трех предложенных тем для составления монологического высказывания.-2

1) На данной фотографии мы видим воспитателя детского сада и детей.

2) Они находятся в столовой и заняты приемом пищи.

3) На переднем плане снимка изображен небольшой детский стол, за которым сидит воспитательница и двое малышей.

4) На столе лежат приборы: тарелки с едой, кружки, тарелочка с хлебом.

5) Видно, что девочка, сидящая справа от воспитателя, самостоятельно ест ложкой суп, а мальчик балуется и не хочет есть.

6) Малыш наклонил голову вниз и улыбается, а педагог, улыбаясь мальчику в ответ, протягивает ему ложку с супом.

7) На заднем плане - столик, за которым сидят несколько ребят, один из которых пристально смотрит на автора данного снимка.

8) В столовой царит дружелюбная атмосфера.

9) Воспитатель улыбается, сразу видно, что она хорошо ладит с детьми и умеет найти к ним подход.

10) Я думаю, что люди, выбравшие профессию воспитателя детского сада, должны обладать терпением, добротой, любить детей и находить с ними общий язык.

Дорогие подписчики, если Вам интересны примеры ответов, составленные мною с учащимися, то жду ваших отзывов, пожеланий, комментариев, лайков.

В задании 3 устного собеседования по русскому языку выпускникам предлагается выбрать одну из трех предложенных тем для составления монологического высказывания.-3