История разработка танка Leopard 1 берет свое начало еще с конца 50-х годов прошлого столетия. Тогда Италия, Франция и ФРГ решили совместно разработать основной боевой танк, который смог бы обеспечить конкуренцию танкам советской разработки.
Однако в ходе работ, Франция решила выйти из этого проекта в пользу создания своего собственного ОБТ.
После комплексных испытаний, в 1965 году в ФРГ на заводе Krauss-Maffei началось серийное производство танков Leopard 1. В 1974 году по лицензионному соглашению с ФРГ, в Италии было наложено серийное производство танков Леопард 1А4. В том же году был изготовлен и первый серийный Leopard 1А4 итальянского производства.
В 80-х годах ФРГ окончательно прекратила эксплуатацию танков этой линейки. Однако в Италии эти машины до сих пор стоят на вооружении.
По информации из открытых источников, в настоящее время на вооружении итальянского военного ведомства находится порядка 150 боеспособных единиц Leopard 1 в разных модификациях, которые до сих пор продолжает модернизировать.
Стоит отметить, что в базовой версии танки Leopard 1, на сегодняшний день имеют очень слабую бронезащиту и огневую мощь.
Бронекорпус машины изначально не имел комбинированной брони, как на современных танках, а был сварен из обычных катанных бронелистов. Башня Leopard 1 также никогда не отличалась защищенность и была изготовлена при помощи литья, как собственно и у всех танков того времени.
То есть можно сказать, что у этого танка брони просто нет. Появление кумулятивных боеприпасов к тому времени, от которых не мог устоять ни один существующий на тот момент танк, внесло свою лепту.
Немецкие инженеры при разработке видимо сделали ставку на отличную ходовую часть, обеспечивающую неплохую маневренность и огневую мощь 105-мм британского нарезного ствола L7, который тогда также устанавливался на британские танки «Центурион».
То есть сегодня говорить о каком-то применении этой машины в современной танковой дуэли, думаю, смысла вообще нет.
Однако для подавления огневых точек, особенно в городских условиях, и поражения живой силы, танк Leopard 1А5 может доставить еще не мало проблем. Более того, при условии модернизации эта машина «времени» еще способна показать свои «зубы».
В 2022 году на выставке Eurosatory 2022, проходящей в Париже, итальянская компания Leonardo продемонстрировала новую модификацию танка Leopard 1A5, а точнее танка с новой катанно-сварной башней Hitfact MkII с комбинированным бронированием.
Согласно заявленным характеристикам, на башню Hitfact MkII, может устанавливаться, как 105-мм нарезное орудие линейки L7, так и 120-мм гладкоствольная итальянская пушка OTO Melara 120/45 с цифровым прицельным комплексом LOTHAR и лазерным дальномером LRF, которая обладает огневой мощью, как у самых современных танков.
Как и полагается, новая башня для итальянских Leopard 1A5 также получила современные оптические прицелы и средства наблюдения с тепловизионным каналом.
Более того, ее оснастили функцией полуавтоматического заряжания снарядов, которые размещены за пределами боевого отделения, в задней части башни. Тем не менее о каком-то дополнительном бронировании корпуса этой модификации, никакой информации нет.
Свой проект модернизации танка Leopard 1 на выставке Eurosatory 2022 представила и бельгийская компания John Cockerill Group.
Эту модификацию танка оснастили новой катанно-сварной башней с комбинированным бронированием Cockerill 3105 со 105-мм нарезным орудием. Башню также оснастили новым прицельным оборудованием и средствами наблюдения с тепловизионным каналом.
Согласно заявленным характеристикам вес башни не превышает 9 тонн, а вес самого танка составляет 42 тонны. Машина позиционируется, как «средний танк» и предлагается на экспорт.
Стоит отметить, что еще в 2000-х годах для Канады была разработана модификация танка линейки Leopard 1А5, на которую устанавливали дополнительную модульную композитную бронезащиту компании MEXAS-H.
В конструкции танка также использовали некоторые наработки танков линейки Leopard 2, включая цифровое прицельное оборудование и систему связи.
Модификация получила обозначение Leopard C2. В результате этой программы до этой версии было модернизировано 114 танка. Впервые эти машины были замечены в 2006 году во время отправки в Афганистан.
В завершении стоит отметить, что если западные страны серьезно подойдут к модернизации танков линейки Leopard 1, которых еще немало в эксплуатации и на хранении, то с большой долей вероятности смогут довести возможности этого «динозавра», как минимум до уровня танка Т-72Б.