Как далеко мы можем зайти в подчинении авторитету? Сможем ли мы выполнять все его указания, даже если знаем, что это наносит вред другим людям? Исследование Стэнли Милгрэма поможет ответить на этот вопрос.
Стэ́нли Ми́лгрэм — американский социальный психолог и педагог, известный своими экспериментами в области подчинения авторитету и связности социальных сетей («Теория шести рукопожатий»). Входит в число наиболее влиятельных психологов XX века.
Милгрэм родился в 1933 году в Бронксе (Нью-Йорк) в семье еврейских эмигрантов из Восточной Европы. После войны в семье Милгрэмов нашли приют родственники из Европы, пережившие нацистские концлагеря. Тема Холокоста впоследствии оказала большое влияние на научные интересы Стэнли Милгрэма.
В 1963 году Милгрэм опубликовал статью «Подчинение: исследование поведения» с описанием своих экспериментов по подчинению власти.
Целью эксперимента Милгрэма было понять, почему во Второй Мировой Войне жители Германии были так жестоки к узникам концлагерей. Он это связывал со склонностью жителей Германии следовать выбранному им авторитету. Милгрэм планировал изучать это явление в Германии, но после проведенных экспериментов в Америке обнаружил, что поездки за границу утратили всякий смысл. Его сограждане оказались не менее склонны к повиновению и подчинению. Позже эксперимент повторяли в других странах (Голландия, Германия, Испания, Италия, Австрия, Иордания). Результаты были такими же ошеломляющими, как и в США. Исторические факты в России подтверждают, что в любой стране были и есть люди, готовые слепо следовать приказам, забывая о своей человечности.
Исследование проводилось в Йельском университете, в нем приняло участие около 300 мужчин и женщин разных возрастных категорий, социальных слоев, взглядов. Главный вопрос всего эксперимента: насколько далеко человек может зайти, подчиняясь авторитетному для него лицу?
Исследование проводил экспериментатор, он был бесстрастным и суровым. Роль «ученика» играл специально обученный актер. Участникам эксперимента рассказали о его цели – доказать или опровергнуть гипотезу о том, человек лучше запоминает информацию, испытывая боль.
«Учителя» и «ученика» просили пройти в отдельные комнаты. Последнего с помощью ремней пристегивали к стулу и подключали к его телу электроды. «Учителю» следовало зачитывать «ученику» словосочетания из двух слов. После этого, зачитать слова вновь, заменяя первое слово из пары другим. Цель «ученика» вспомнить нужную пару. «Учитель» в это время находится в комнате рядом. Перед ним был расположен электрогенератор с 30ю переключателями (от 15 до 450В), которые собраны в группы по силе удара: от слабого до опасного. Если «ученик» ошибается, «учитель» должен подавать к его телу разряд тока, используя переключатель. С каждой ошибкой сила удара увеличивается на 15В. Последний удар – разряд в 450В. (для понимания: сила тока в бытовой сети 220В).
Ответы подставного «ученика» были стандартными. В 3 парах слов из 4 он обязательно допускал ошибку. К концу одного листа с заданиями сила тока доходила до 105В. Как только участник брал следующий лист, ведущий предлагал снова начать с 15В. Так «учитель» привыкал к своей роли. После «адаптации» «учителя» к своему заданию, разряд на ошибку в новом листе уже продолжали подавать с 105В.
Если «учитель» сомневался в своих действиях, экспериментатор уговаривал его продолжить. Для этого он без угроз проговаривал одну из нижеприведенных фраз:
Ø Продолжайте.
Ø Исследование требует, чтобы вы продолжали.
Ø Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжали.
Ø У вас нет другого выбора, вы должны продолжить.
При силе получаемого удара в 105В «ученик» просил закончить исследования. С усилением напряжения он изображал все больший дискомфорт, боль. Если «учитель» колебался, экспериментатор успокаивал его, говоря, что снимает с него всю ответственность. И испытуемый продолжал работу, несмотря на крики подопытного.
Результаты эксперимента Милгрэма шокировали всех, кто в нем участвовал. Из 40 человек 26 повышали напряжение до максимального показателя в 450В. При этом они не внимали мольбам о помощи, а следовали указаниям «исследователя», полагаясь на его авторитет.
В целом результаты выглядели так:
- до 300В не остановился никто;
- 5 человек не захотели продолжать исследования уже после разряда в 300В;
- 4 «учителя» прекратили работу после 315В;
- 2 после 330В;
- 1 после 345В;
- 1 после 360В;
- 1 после 375В;
- 26 довели дело до конца.
В 2002 году были опубликованы общие результаты всех экспериментов Милгрэма. Оказалось, что до наивысших показателей напряжения доходит 61-66% испытуемых. При этом женщины оказались не добрее мужчин. Как и представители сильного пола, большинство из них, не сомневаясь, уверенно шли к концу испытания.
В еще одном эксперименте «ученика» попросили заранее сообщить «учителю», что у него есть нарушения в работе сердца. Во время исследований он начинал кричать о том, что испытывает сильную боль, что сердце его беспокоит. «Учителя» понимали это, но продолжали повышать напряжение, доведя в итоге его до максимального показателя. Участвующие в эксперименте не были садистами. Это доказано в более поздних исследованиях. При отсутствии «авторитетного ведущего» до конца доходили лишь 20% «учителей». Если испытуемый мог самостоятельно выбирать разряд, 95% не превышали показатель в 150В.
В связи с этими данными возникает вопрос: что заставляет человека вести себя именно так? Откуда в людях такая жестокость? По мнению Милгрэма, виной всему прочно укоренившееся в подсознании желание находиться в подчинении у авторитетной личности. Если бы ведущий не требовал продолжения «игры», «учитель» тотчас вышел бы из нее. Многие участники, видя страдания «ученика», нервничали, покрывались испариной, кусали до крови губы, умоляли освободить жертву. Наблюдатель рассказал об одном из испытуемых. Это был веселый, уверенный в себе человек. Буквально за треть часа его довели до нервного срыва. Он сильно переживал, бил себя, заламывал руки, но продолжал выполнять все указания экспериментатора.
Какой вывод после эксперимента сделал сам Милгрэм? У взрослых сознательных людей есть ярко выраженная готовность слепо следовать за авторитетом. И неизвестно, как далеко они могут зайти. Лишь один из троих может дать адекватную оценку происходящему и остановиться, если понимает, что авторитетная личность требует от него попрать законы человечности.
«Пока я пишу эти строки, очень цивилизованные люди летают над моей головой и пытаются меня убить. Они ничего не имеют против меня лично, да и я ничего против них лично не имею. Как говорится, они лишь «выполняют свой долг». Без сомнения, большинство из них — добросердечные и законопослушные граждане, которым и в голову не придет совершить убийство в частной жизни. С другой стороны, если один из них сбросит бомбу, которая разорвет меня на куски, его сон от этого не ухудшится» Джордж Оруэлл.