И хочет он, или не хочет, а солёным станет!"
Ох, как возмутили эти слова педагогическую общественность, да и просто родителей! Это Шаталов, учитель из Донецка, сравнил детей... ДЕТЕЙ! С огурцами!
Но Виктор Фёдорович, не владея политесом, приятным во всех отношениях, владел секретом. Знал, как из обычного, среднеспособного ребёнка, создать человека увлеченного, а значит, и талантливого. Ведь талант - это не столько "высокая степень способностей", сколько факт признания достижений окружающими. Прояви интерес, занимайся полжизни тем, что интересно лично тебе - и высокие результаты будут. Их просто не может не быть. С каким юмором Виктор Фёдорович рассказывал, как ученики поначалу от него прятались, и даже отбивались! Физически! Скажи им кто тогда, что среди одноклассников, влюблённых в математику, новичок и сам за полгода явит математические таланты!
А ... литература? Эта наша программа, "устарелая уже сто лет назад"? Эти печатные книги из прошлого века, проигравшие конкуренцию смартфону?
Но вот находка, почти случайная: короткометражный фильм. Называется "МАМА, ПОЧИТАЙ МНЕ!"
Это общество "Знание" стартовало с проектом "Умное кино". Поначалу шла речь о создании "видеофонда" для уроков светской этики, но охват тем получился шире. Отличные фильмы для просмотра с детьми.
Перед нами обычный школьный класс. Второй, не старше - ребята ещё маленькие, но читают уже все. И учительница даёт им "простое" задание - попросить мам почитать. Вслух.
Оказывается, одним читают без напоминаний, каждый вечер, от других отмахиваются: "Сам уже умеешь". Но читать здесь престижно - остроумная учительница сумела создать настоящий культ книги. В классе своя библиотека (пусть пока только сказки), по субботам - игры по мотивам прочитанного (Завтра варим кашу из топора!). И удивительный стимул: тем, кто отличился в чтении, положен личный экслибрис. Печать с собственным гербом, у каждого свой! Прочёл книжку - имеешь право поставить на неё свою печать.
И в таком-то классе появляется новичок. Максим. Которого трудно заставить поднять глаза от смартфона. Разница видна сразу - речь односложная...
Никто не смеётся. Все вполне дружелюбно приглашают поиграть, зайти в гости. А в гостях совсем уж небывальщина: мама читает малышам! Можно сесть и послушать рассказ о горластом Антошке, которого старший брат ещё не знает, любит или нет? И представить себе, как в кино, а что бы я сам делал с вечно орущим младенцем?
Может, таким маленьким рановато читать Крапивина? Но видишь: им не столько содержание важно, сколько возможность просто побыть с мамой. Никуда не спеша, перед сном.
Но вот Максим и дома. Докладывает: "Нормально, только они там все на книжках повёрнуты. И училка тоже". Мама отвечает... ещё односложнее, ещё примитивнее. И ведь не маргиналка какая - просто работа не связана со словом, просто бесконечные цифры в компьютере почти отучили её говорить! А что поделаешь - надо в срок...
И всё же захотелось Максиму что-то узнать "про пиратов". Вручили ему в школе настоящую пиратскую энциклопедию - виды оружия, флаги, оснастка корабля... Осилил - заметили, наградили личным экслибрисом.
Действительно личным: зная, как Максим любит футбол, поместили в рисунок футбольный мяч!
Настал день - и Максим подошёл к маме с толстой книжкой. "Одиссея капитана Блада"?
- Мама, почитай мне!
И мама выключает ноутбук...
Полностью фильм здесь:
Мама, почитай мне - поиск Яндекса по видео
***
Пожелаем проекту "Умное кино" стать необходимым в каждой школе. И в каждой семье.