Порой игры вызывают неприятные чувства. И мы сейчас не о багах, дурной оптимизации и прочих раздражителях. Речь об эпизодах, когда мы в корне не согласны с поступками персонажа и/или вынуждены идти на сделку с совестью. В этой статье — несколько подобных примеров: от убийства милой зверушки до подлого предательства.
Текст содержит спойлеры.
Катерина Краснопольская. Невинная жертва в Cult of the Lamb
Стоило мне запустить Cult of the Lamb, как я сразу прониклась симпатией к местным обитателям — ну как можно не любить этих милейших зверуш с большущими глазами? Естественно, я тут же решила, что жертвоприношения у меня в культе под запретом, мы с адептами будем ценить и уважать друг друга, устраивать пирушки и танцевать странные танцы, а когда кто-то от старости (стариков мы, кстати, тоже уважаем, аж отдельной заповедью) уходит в мир иной, то мы скорбим у его могилы.
И всё шло замечательно, пока в какой-то момент, уже ближе к концу, мне не взбрело в голову открыть все облики последователей. Паства у меня и так была разнообразная, но хотелось сделать её ещё более разношёрстной. Можете считать это просто внезапной тягой к коллекционированию и бессмысленным ачивкам. Я понимала, что их все мне не выбить (слишком лень перепроходить боссов), но почему-то именно эту хотелось получить.
Ради такого дела даже пришлось залезть в гайд. Собрать и найти нужные предметы было несложно, но потом пошли какие-то вещи за гранью: сперва избить улиточку в магазине и подраться с гусеничкой, потом приготовить с десяток мисок печёных фекалий для последователей (облик, который за это давали, был соответствующим)… Ну и самое ужасное — согласиться на сделку со Жнецом. Мы ему — Крысау, а он нам — новый внешний вид для последователя. Это был облик волка, кстати. Видимо, волка в овечьей шкуре!
Крысау — это наш первый друг, NPC, который обучил нас всему, а потом был не прочь поиграть в местную настолочку у себя в домике. Отдать Крысау в жертву Жнецу — поступок максимально гнусный и гадкий, и мне, конечно, нужно было хоть немного задуматься, стоит ли того эта клятая ачивка. Но в тот момент мне казалось, что я и так слишком много дерьма для неё сделала (буквально) и отступать уже поздно. На самом деле, конечно же, нет. И иногда лучше действительно развернуться, не доведя дело до конца, чем потом чувствовать себя предателем.
Вы можете сказать, что глупо сопереживать нарисованным зверушам, но вы только посмотрите в его огромный, полный ужаса глаз. Мне до сих пор стыдно, и пишу я это без тени иронии.
Владимир Сечкарев. The Last of Us
Я не выношу Джоэла. Даже не так: мне не нравятся ни сама игра, ни её главный герой, ни панегирики, которыми The Last of Us осыпают после выхода сериала по её мотивам. «За пятнадцать часов невозможно не привязаться к Джоэлу и Элли», — недавно писали коллеги с «Кинопоиска». Я, как оказалось, сделал невозможное, не проникшись игрой, хотя причина в моём случае заключается не столько в её главных героях, сколько в самом игровом мире. Я в него не верю.
Противоречивая концовка, где Джоэл решает убить доктора и вытащить Элли из операционной, как раз кажется мне вполне логичной. Похоже, что за 20 лет, прошедших с начала катастрофы, никто, кроме девочки, не испытывал к нему никаких добрых чувств — даже Тесс, по просьбе которой герои всю игру ищут Цикад, к нему довольно холодна. Цикады же не отличаются умом и сообразительностью и всю игру ведут себя по-свински; при этом вакцина, которая убила бы Элли, позволила бы выжить в первую очередь им, а во вторую — недобитым сообщникам бесконечных каннибалов и бандитов, которые всю игру открывали по нам огонь. Джоэлу, которого за доставку потенциальной спасительницы человечества на другой конец страны «отблагодарили» угрозой убийства, неясно, чем они заслужили такую честь, и я в этом с ним согласен.
Лекарство, впрочем, всё равно вряд ли бы получилось: в больнице царит антисанитария, а в аудиодневнике, который можно найти по пути, говорится, что первые несколько операций на иммунных людях закончились ничем, — но во флешбэке во второй части ни то ни другое не упоминается, больница выглядит чище, а Джоэл объясняет свои действия так: он устроил резню, чтобы не дать Цикадам убить Элли и чтобы жить с ней дальше.
Но жить где, спрошу я? За пределами их коммуны нет ничего даже близко напоминающего здоровое человеческое общество. Самые популярные занятия в мире игры — мародёрство и контрабанда, каждый встречный не выпускает оружия из рук, заповедь о непротивлении злу насилием забыта, разговоры состоят в основном из ругани, ботинки на ногах человека стоят дороже, чем его жизнь, и вернуть ей ценность никто, кажется, не пытается. Но насколько на самом деле вероятен такой сценарий постапокалипсиса?
Не очень. Катастрофы, как правило, сплачивают, а не разобщают людей, даже незнакомых друг с другом, — иначе не существовало бы волонтёрства и разорились бы благотворительные фонды. Большинство из нас убедились в этом на собственном опыте во время недавней пандемии COVID-19, когда многие люди с готовностью шли на личные жертвы ради общего блага. 2013-й, год выхода игры, на фоне современности кажется идиллическим временем — кто в такой обстановке мог по-настоящему ассоциировать себя с мизантропом Джоэлом, который даже не пытается спорить, когда Тесс называет его дерьмовым человеком?..
Историю человечества можно представить как последовательность преодоления мальтузианских ловушек — люди, увеличивая свою численность, открывают новые способы производства, которые позволяют обеспечить необходимыми для жизни благами ещё больше народу. Общество The Last of Us, пляшущее на костях и питающееся ресурсами старого мира, изначально обречено: это гигантская дилемма заключённого, где никто не решается первым протянуть руку помощи. Андрей Тарковский в книге «Запечатлённое время» писал, что «цель искусства заключается в том, чтобы подготовить человека к смерти, вспахать и взрыхлить его душу, сделать её способной обратиться к добру» — а Брюс Стрейли и Нил Дракманн (Bruce Straley, Neil Druckmann) хотят, чтобы я поверил, что люди только и ждут повода начать резать друг другу глотки и есть трупы, принимая во внимание только интересы своих группировок. Ну такое.
Встреча с Элли, по идее, должна была убедить Джоэла в том, что человек человеку всё же не волк, — но вместо этого он, кажется, только утверждается в собственном эгоизме. Его реплики со временем добреют, но геймплей от начала до конца остаётся неизменным: L1 вводит в режим прицеливания, R1 спускает курок, уничтожение всех врагов на арене запускает очередной скрипт, ведущий сюжет вперёд, к новым убийствам и пыткам. Джоэл идёт на это без колебаний, потому что Элли напоминает ему о мёртвой дочери, а интересами семьи, даже воображаемой, он готов оправдать что угодно; эта же эмоциональная близорукость заставляет его в концовке лгать девочке о том, что случилось в больнице. На фундаменте из вранья и насилия, однако, взаимопонимание не построишь — и это подтверждает вторая часть, где обе главные героини 25 часов купаются в крови, прежде чем помириться.
Александр Бурсов. The Witcher 3: Wild Hunt — Blood and Wine
Скажу сразу: лично для меня The Witcher 3: Wild Hunt — бесспорный шедевр, а «Кровь и вино» — лучшее DLC за всю историю индустрии. Я понимаю мнение критиков, считающих игру недоролёвкой-недобоевиком с кусками духоты в форме «вопросиков». Но вряд ли даже отбитый хейтер скажет, что разработчики облажались с сюжетами квестов. Тем не менее в сценарий лучшего дополнения на свете всё-таки угодила ложка дёгтя. И лучше бы, как мне кажется, разработчики исправили этот момент, а не пилили текстуры высокого разрешения и доспехи из сериала Netflix. Впрочем, не будем отвлекаться.
Если кто забыл, «Кровь и вино» — финальное приключение Геральта, после которого герой выходит на пенсию. Остаётся лишь выполнить задание княгини Туссента: её рыцарей убивает какая-то тварь, а ведьмак должен выследить и уничтожить чудище. Со временем выясняется, что маньяк — это высший вампир Детлафф, возглавляющий банду брукс, экимм, фледеров и прочих кровососов.
Что ж, с такими противниками к началу DLC мы уже сталкивались — достаточно вспомнить шкодника из прозекторской в Новиграде. С технической готовностью тоже порядок: герой уже превратился в машину для раздачи критов, на нём гроссмейстерский доспех, уровни вкачаны, зелья сварены, да и аванс за работу получен — в виде винодельни Корво Бьянко. На минуточку, самый крупный гонорар за всю карьеру Белого Волка. А ещё старый друг, вампир Регис, знакомый по книжной серии, предлагает свою помощь. Казалось бы, что может пойти наперекосяк?
Но здесь начинается странное. Сценаристы в обе руки скармливают игроку человечность злодея. Он и кукол детишкам ремонтирует на досуге, и Региса от смерти спас, и совесть его порой мучает, и извиниться при случае готов, и вообще парень-то не пропащий, а людей рвёт на куски от любви — ну не может бедолага применить свои суперсилы, чтобы выследить тех, кто похитил его женщину. Но если надо совершить какую-то пакость, в ход идут все трюки из комиксов Marvel. Ладно, допустим. Было бы даже здорово оценить проблему с разных ракурсов. Но ключевое слово здесь — «разные». Потому что в связанных с расследованием диалогах просто нет реплик, которые мог бы высказать вменяемый и опытный убийца чудовищ. Получается, что мужество и ум отнимают у Геральта, а неловко от этого нам с вами.
«Я хочу попытаться с ним поговорить», — на голубом глазу сообщает герой заказчице, после того как взял с неё предоплату. Варианта «Я постараюсь уничтожить его» в беседе, разумеется, нет. Чувствительным, грустным и хорошим человеком называет Детлаффа княгиня Анна-Генриетта, не подозревая, что он и есть тот злодей, которого все ищут. И вишенка на торте — во время вечеринки Геральт оставляет её в компании вампира, хотя прекрасно знает, кто он такой, и догадывается, что главной целью убийцы должна стать именно княгиня. Заодно ведьмак отводит в сторонку Региса — единственного, кому может доверять из всей честной компании. А как же меры безопасности? А ответственность? Видать, вино в голову ударило.
Продолжается сюсюканье ровно до того момента, когда становится слишком поздно. Детлаф насылает своих тварей на мирный Боклер и требует выдать ему Сианну — ту самую девушку, из-за которой начался сыр-бор и которая обвела своего могучего покровителя вокруг пальца. Роль влюблённого лузера кровососу, естественно, не по нутру, поэтому он действует настолько радикально, что даже Регису, до последнего исповедавшему толстовское миролюбие, нечего возразить. А Геральт наконец-то вспоминает, зачем его подвергали мутациям в Каэр Морхене.
Творческий каприз сценаристов, конечно, понятен. В «Крови и вине» они несколько переиначили рассказ Анджея Сапковского (Andrzej Sapkowski) «Меньшее зло», где разбойница Ренфри после ночи, проведённой с Геральтом, берёт в заложники мирных жителей городка и требует выдать ей колдуна Стрегобора. Герою приходится делать трудный выбор — хотя девушка ему симпатична, он всё же убивает и её, и её подельников, чтобы не пострадали невиновные. Как раз после этой резни к ведьмаку пристаёт прозвище Мясник из Блавикена. Драматический надрыв истории связан с тем, что Ренфри действительно вызывает сочувствие: считая её про́клятой, над ней издевались и гнали отовсюду, так что единственными её друзьями стали бандиты и прочие маргиналы. А к Детлаффу, напротив, никакого сострадания нет — вопреки усилиям разработчиков.
Весь жизненный опыт ведьмака, прожитый им в книгах и играх, подводил Геральта к тому, чтобы он не тянул кота за хвост, а врубил режим «Найти и уничтожить». Но вместо этого мы проходим через несколько неприятных сцен, где героя справедливо отчитывают и не дают что-либо возразить по существу, а затем наблюдаем трагические последствия. И мантра о том, что убить высшего вампира может только высший вампир, теряет свою магию в свете наличия высшего вампира среди помощников героя. Самое досадное, решить проблему могли бы несколько реплик в диалогах — пусть бы убийца чудовищ сказал что должен, а люди отреагировали бы как всегда. Вполне в духе первоисточника. Но нет, даже выйти на пенсию без дурацких и унизительных ситуаций Белый Волк не может.
Илья Шарифов. «Готика II»
Голозадый беглый рудокоп, который ничего не может (потому что слаб и в кармане ни гроша), прибывает в город порока Хоринис, и пытается расти здесь как личность. Магазины, бордель (всего один, к сожалению), кальянная… Денег нет, но вы, мистер Безымянный, держитесь. Способов разбогатеть в игре достаточно: главное — знать, что делать и где искать чеканную. Но когда ты внезапно обнаруживаешь, что местный капитан милиции Андре неплохо отсыпает за сведения о местных преступниках, ты начинаешь с куда большей внимательностью прислушиваться к тому, о чём говорят местные жители.
Торговец с рыночной площади по имени Джора жалуется на то, что мутный тип Ренгару подрезал его кошелёк, но никто с этим ничего не делает. Герой берёт дело в свои руки, устремляется в погоню, загоняет его в угол и храбро… обращается к лорду Андре с инфомацией о наглом воре. Почти все преступники в Хоринисе связаны — глубоко под землёй, в городской канализации, обосновалась глава гильдии воров — Кассия, и, хотя у неё были все основания перерезать горло заблудшему беглому каторжнику, она не обнажает клинок, а предлагает работу. И вообще члены гильдии не такие уж плохие ребята: стоит выполнить всего пару поручений, и они уже готовы поделиться с тобой своей воровской мудростью и научить жить по понятиям.
Однако под личиной Безымянного таился хитрый Ильяша, двойной агент, посланный лордом Андре. Так что, стоило ворам отпустить меня с миром, как местная милиция сразу же получила наводку. Я заработал немного золота, получил разрешение стать ополченцем на службе у паладинов (альтернативный путь слишком долог и тернист)… Однако члены гильдии были убиты. Стоило ли оно того?
Быть может, эти граждане и не заслужили сочувствия, но вот кого мне было жаль сдавать ополчению, так это торговку Сару. Добродушная, приветливая девушка, в чьих руках оказалась торговая лавка с оружием, оказалась объектом зависти проныры Кантара. Он требует от Безымянного, чтобы тот подложил доверчивой торговке письмо, которое подтверждает, будто она ведёт дела с фракцией наёмников — врагами паладинов. Разумеется, письмо фальшивка, но ополчению этого достаточно, чтобы затащить Сару за решётку. Что до самого Кантара, то оружейная лавка достанется ему.
И Кантар даже не пытается скрыть подноготную своего дельца, ведь он влиятельный человек в Хоринисе, и другие торговцы прислушиваются к нему. Если герой откажется от его предложения, Кантар расскажет им о том, что Безымянный — преступник, и никто из торговцев больше не захочет иметь с нами дел. Лишь в последующих главах появится возможность исправить ситуацию, но на начальных этапах игры лишаться доступа к рынку — больно. Торжество справедливости — хорошо, но стоит ли оно того?
Втираться в доверие и предавать — обычное дело в мире «Готики». И я сдавал Сару, сдавал гильдию, и всех, кого можно было сдать из-за денег… Бабки, бабки, бабки! Хотя я таким образом зарабатывал (а золото в начале игры очень нужно), минуя лишних трудностей, совесть мою продолжали терзать угловатые лица, взирающие на Безымянного сквозь решётку тюремного блока Хориниса…
***
А в каких случаях вы рвали на голове волосы от происходящего, но всё равно продолжали игру? Делитесь в комментариях!
Автор: Редакция
Оригинал: Игры, в которых нам было стыдно