Если незабвенный Высоцкий мучился вопросом «почему аборигены съели Кука», то для деревенского деда до сих пор загадкой остаётся иное - почему советская власть пощадила Кука?
Коротко для непосвящённых. С 1950 года остатками вооружённого бандитского подполья в Западной Украине руководил Василий Кук, занявший все высшие должности в УПА после смерти Шухевича. В то время выше его по статусу был лишь укрывшийся за рубежом Бандера, который безгранично доверял проводнику своей националистической идеологии. А посему захватить его было делом чести советских чекистов.
Это был хитрый, умный, матёрый враг и блестящий конспиратор, поэтому ему удалось продержаться дольше всех главарей националистического подполья. За эти удивительные способности чекисты даже «наградили» Кука розыскным псевдонимом «Барсук». Арестовать его удалось лишь в 1954 году в результате умело проведенной спецгруппой КГБ оперативной комбинации с участием завербованного агента, лично с ним знакомого. Но тут удивительно другое: отъявленного врага Советской власти не расстреляли! Хотя такая команда поступила от Хрущёва, украинские чекисты неведомым образом отстояли Кука. Более того, его арест сохранялся в глубокой тайне, а для вида ещё долгое время продолжался розыск главаря. О том, что Кук захвачен, знали только ЦК Украины и высшее руководство страны.
Опасений, что его мог кто-нибудь узнать, у чекистов не было: находясь под арестом, он основательно поправился, ему вставили практически все отсутствовавшие зубы, да и знал его лишь узкий круг людей по подполью. А те были либо убиты, либо сидели, либо находились на Западе...
Главные «игроки» из советских спецслужб объясняют подобное решение оперативной целесообразностью и политической необходимостью, исходя из которых Кука невыгодно было сразу расстреливать - его предполагали использовать в оперативной игре с закордонным проводом ОУН в целях морально-политического разложения националистических центров. Собственно, тогда мало кто представлял, что в дальнейшем с ним делать: то ли просто расстрелять, то ли сначала устроить показательный процесс, а потом надолго посадить или тоже расстрелять, то ли использовать его как-то по-другому…
Когда стало понятно, что от своей националистической идеологии Кук никогда не откажется и привлечь его к сотрудничеству в качестве агента не удастся, решили (с паршивой овцы хоть шерсти клок!) использовать его в нужных нам мероприятиях, частично совпадающих с его убеждениями. В частности, он многое поведал об историческом прошлом ОУН-УПА, о структуре и состоянии дел в подполье, его связях с Западом, высказав при этом свои соображения по ликвидации остатков бандеровцев. По его наводке в ноябре 1954 года сапёры обнаружили в одном из лесов несколько ёмкостей с документами ОУН-УПА (адреса, явки, шифры).
В 1960 году после шести лет отсидки (та, кстати, прошла в комфортных условиях) Кука по указанию того же Хрущёва амнистировали и освободили. А после Открытого письма ко всем украинцам, проживавшим за границей, в котором тот признал советскую власть законной на Украине, отрёкся от ОУН-УПА и призвал украинское правительство в изгнании признать СССР как законное государство и вернуться на Украину, ему даже разрешили работать в Центральном государственном историческом архиве в Киеве, а позднее - в Институте истории АН УССР. Разумеется, всегда держа под присмотром.
У него было много исторического материала и публикаций, которые использованы в современных украинских учебников истории. Поэтому вряд ли стоит удивляться странной (это мягко говоря) трактовке многих исторических событий в Украине, если к ним «приложил руку» человек с подобным прошлым!
Согласившись открыто выступить с воззванием к националистам, Кук осознавал, чем это отступничество ему грозит. Но он уже тогда понимал, что нет смысла бороться дальше, а нужно сохранить кадры для будущей Украины. Возможно именно в этом кроется причина того, что он не был подвергнут обструкции у себя на родине после распада Советского Союза. В одном из своих интервью на вопрос об этом письме экс-главарь УПА был предельно откровенен: «А разве вы не знаете, как тогда подписывались подобные документы?»
Кук оказался либеральной «белой вороной» в обойме оуновских главарей: он был куда умнее сегодняшних киевских правителей и не принимал лозунга, вовсю использующегося ныне на Украине: «Жидов и москалей - на ножи и на гиляки!». Неслучайно в период «оранжевого триумфа» он с горечью признался: «Не за эту Украину мы сражались!».
Имеется любопытная информация, что послевоенный министр госбезопасности Украины генерал-лейтенант Строкач обещал перевербованному агенту звание Героя Советского Союза и квартиру на Крещатике за захват Кука живым. Золотую звезду тот, конечно же, так и не получил, но пусть радуется тому, что ему сохранили жизнь. А вот когда новые украинские власти предложили звание Героя Украины уже самому Куку, тот отказался.
Умер он в 2007 году в 94-летнем возрасте и похоронен в родном селе на Львовщине, где ему воздвигнут памятник. Такие вот выкрутасы судьбы…
Читайте мои предыдущие публикации на канале:
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!