Сегодня запрещенная соцсеть напомнила о поездке в Литву, состоявшуюся, понятно, до начала СВО. Краткий пост из прошлого, конечно же, не передавал всех тех впечатлений, которые были получены за время недельного пребывания. В первую очередь, потому, что очень много всего произошло «за кадром», о чем теперь хотелось бы поделиться и здесь.
Сразу скажу, что статья не про туристические достопримечательности, описание которых из-за бессмысленности пойдет разве что фоном. В той поездке мне повезло оказаться в гостях у человека, который стал интересным собеседником на несколько вечеров, рассказывая про свое отношение к СССР\России и пытаясь объяснить, насколько ему хватало исторических знаний и собственного жизненного опыта, почему все происходит так, как происходит.
В общем, когда прогулки по Старому Вильнюсу с экскурсией в башню Гедимина и поеданием цеппелинов на обед стали надоедать, было принято решение идти в такое место, которое бы однозначно взбодрило разум и чувства. Такое место есть в каждой прибалтийской стране – это Музей оккупации.
Тут буквально минутное отступление. Стоит помнить, что история – это все-таки не математика. Трактовка фактов, замалчивание одного и, наоборот, выставления на первый план другого позволяют одни и те же события преподносить как угодно, а точнее – как выгодно. Кроме того, история человечества, начиная с первого поднятия палки обезьяной – это история непрекращающихся войн и противостояний за место под солнцем, в которых всегда есть победители и проигравшие. И последние абсолютно всегда будут не согласны с таким положением дел.
Учитывая, что сейчас информация доступна практически любая, самое правильное – читать как можно больше, в первую очередь, академической литературы, хотя бы просто для того, чтобы иметь представление об историческом процессе, в котором абсолютно всегда есть две стороны медали – положительная и отрицательная. Постановка вопроса – вы за Николая II или за Ленина, за Сталина или за Горбачева, за Ельцина или за Путина – всегда ложна, потому что ни к чему, кроме как к разъединению не ведет. Чем, кстати, пользуются все заинтересованные стороны.
В этом плане Музей оккупации в Вильнюсе – типичный пример открытого и едрёного пропагандистского инструмента, которым власти города и страны пользуются по максимуму. Именно поэтому идти в подобные места нужно не и с идеологической зарядкой в голове, а хоть с какой-то исторической подготовкой, так как рассказывают там про то, что было, но так, как надо.
Состоит музей из двух экспозиций – фашистско-немецкой и советской, каждая из которых имеет в своем составе отдельно комнатку про Холокост и богоборчество соответственно. Сами литовцы, как бы оправдываясь, говорят, что музей – это памятник их свободе от любого внешнего управления (ха-ха три раза), но нетрудно догадаться, что музей, созданный на месте не немецкого концлагеря, а в бывшем здании НКВД Литвы практически целиком посвящен советскому периоду.
Если кратко, то внутри в полумраке рассказывают и показывают про то, что страшнее периода в истории Литвы, чем власть Советов (то есть, русских), не было – только ужасы. Всё, чем занималась советская власть в Литве – не строила одну из самых передовых экономик для республик СССР, а только выискивала и расстреливала несогласных с ней граждан.
Удивительно, но даже освобождение Литвы от фашистов обыграно так, как будто дикий оккупант с востока прогнал пусть тоже оккупанта, но цивилизованного европейского, с которым Литву ждало процветание.
Это, кстати, была официальная позиция антисоветских литовских партизан-националистов времен Второй мировой – тех самых Лесных братьев, сражавшихся на стороне Гитлера и занимавшихся террором в отношении поддерживающего СССР населения. Само собой, в Музее оккупации они поданы как герои.
В комнате про Холокост вы не узнаете, что те самые Лесные братья принимали непосредственное участие в решении еврейского вопроса, а в комнате про католических литовских священников не стали переводить на литовский же язык уголовные дела под фото, где прямо написано о том, что священнослужители организовывали в храмах госпитали для офицеров СС и прятали подпольные фашистские типографии.
В целом, надо отдать должное государственной политике Литвы, власти которой к вопросу воспитания общества подходят вдумчиво – группы школьников на вид класса с пятого-седьмого заводят в Музей оккупации каждый час-полтора и объясняют, кто во всем виноват и кого надо ненавидеть.
Уже вечером хозяин нашего гостевого дома, успешный бизнесмен-литовец возрастом 50+, в семье которого мы по сути жили все время пребывания в Вильнюсе, активно интересовался нашими впечатлениями о городе. Само собой, речь зашла и о Музее, и о СССР, и об истории Литвы. Морально можно было готовиться к позиции оппонента, но в итоге получился адекватный собеседник.
Выяснилось, что владелец дома хоть и является патриотом своей страны, радикально-националистическую позицию властей не разделяет. Проживший в СССР всю молодость литовец, в отличие от создателей Музея оккупации, вспоминает в целом жизнь при советской власти как романтическое приключение: «Комсомольские стройки с путешествиями по Союзу определили мою судьбу – у меня теперь своя строительная компания и со своей женой я познакомился именно тогда».
Главная же обида на СССР, по его словам и личным переживаниям, у большинства кроется в итогах коллективизации и раскулачивании предков. По европейской традиции многие в Прибалтике вели крестьянско-ремесленную жизнь и имели порой хорошие наделы земли, которые и отобрали большевики. Разговоры о том, что все прибалты были бы сейчас вдвое-трое богаче, если бы не советская власть – обязательная тема любого местного застолья.
Тут правда непонятна коннотация по отношению ко слову «все». Тех же Лесных братьев по литовской же статистике открыто поддерживало не более 5% населения, однако нынешние власти подают эти цифры как «вся страна».
С сожалением хозяин дома вспоминал и тот факт, что нельзя было ездить в капстраны, в которых у него была масса родственников. Почему большевики запрещали видеться с родными, ему не понятно до сих пор.
Зато оказалась понятна политика деления людей на сорта – граждан и неграждан (русскоязычных), как официально делается в Латвии и негласно в Литве и Эстонии. По словам хозяина нашего гостевого дома, власти Прибалтики очень боятся сепаратизма: «Если начнется очередная война, восточная половина Литвы, да и Прибалтики в целом автоматом уйдет в Россию – там одни русские. Вот власти как могут и строят политику выдавливания всех не литовцев из страны. По логике властей у русских есть своя страна – вот пусть в ней и живут. Лично я удивляюсь другому: почему русские готовы терпеть столько унижений, но оставаться в Литве?» - задался вопросом литовец.
«Может быть потому, что это давно и их родина тоже, где когда-то жили их предки и где они родились и выросли тогда, когда людей не принято было делить по сортам в зависимости от национальности?», - прозвучало предположение от россиян. Повисла пауза.
Интересные подробности рассказал хозяин гостевого дома и о начале Второй мировой. По его словам, немецко-фашистские войска многие действительно встречали как символ будущего объединения Прибалтики со Старым светом в эдакий европейский союз того времени. Ужасы начались тогда, когда немцы начали массово вырезать в Литве евреев, которых тут исторически было много, а заодно и тех литовцев, которые старались им помочь. (кстати, еврейские поселения в Прибалтике взялись все из той же Германии, из которой их гнали еще в средневековье. Гитлер в этом отношении был далеко не первопроходцем).
«Самый страшный удар во время Второй мировой войны для литовцев заключался в том, что они для немецких фашистов оказались почти такими же унтерменшами, как евреи и славяне. Очень многие долго не могли в это поверить, пытаясь доказать, что они такие же европейцы. А когда не смогли, молча согласились на жизнь в СССР», - вспоминал рассказы старших родственников наш собеседник.
На самом деле, откуда у Прибалтов такое европейское мироощущение вместе с ненавистью к России понять можно, если чуть-чуть окунуться в их историю, о которой с крайним воодушевлением рассказывают местные экскурсоводы у той же башни Гедимина или в Тракайском замке. Имя этой национальной литовской гордости – Великое княжество Литовское.
Самый могущественный период развития Литвы тут вспоминают так же, как ностальгируют по СССР в России. Ведь именно тогда Литва владела всеми восточноевропейскими землями, включая нынешние территории Белоруссии, Украины и частично России. А по отдельным историческим фактам, которые подтверждают и российские академические историки – период раннего правления Дмитрия Донского прошел в вассальной зависимости тогдашней России от Литовского княжества.
В целом, если углубиться в местную историческую пропаганду, то в Литве популярна теория о том, что стать самым большим и влиятельным государством с центром в Москве должна была стать не Россия, а Литва с центром в Вильнюсе. И это реально было возможно!
Но, раздираемые междоусобными противоречиями литовские средневековые феодалы, выражаясь прямо, тогда довольно быстро похерили все, что создали их предки, и в итоге были неоднократно поделены между двумя более успешными цивилизациями – католической западно-европейской и православной восточно-славянской. В силу чисто географического положения, близость именно к Западу определило вектор всего дальнейшего ментального развития Литвы, про которую на самом Западе регулярно забывают, а некоторые даже и не помнят, что восточная окраина тоже входит в ЕС.
Итог: исторический комплекс неполноценности лимитрофного государства по отношению к Западной Европе и имперские амбиции прошлого похлеще, чем в России, помножены на 500-летнюю обиду за то, что ничего не получается, а также националистический угар отдельных властных сил. С таким ершом в голове пытаться что-то объяснять и доказывать абсолютно бессмысленно, собственно также как удивляться и возмущаться…
В общем, пятилетний шенген давно просрочен. И, собственно, хрен с ним...