Найти тему
После эфира уволить!

Последняя поездка в Литву: Музей оккупации в Вильнюсе и разговоры о России

Сегодня запрещенная соцсеть напомнила о поездке в Литву, состоявшуюся, понятно, до начала СВО. Краткий пост из прошлого, конечно же, не передавал всех тех впечатлений, которые были получены за время недельного пребывания. В первую очередь, потому, что очень много всего произошло «за кадром», о чем теперь хотелось бы поделиться и здесь.

Сразу скажу, что статья не про туристические достопримечательности, описание которых из-за бессмысленности пойдет разве что фоном. В той поездке мне повезло оказаться в гостях у человека, который стал интересным собеседником на несколько вечеров, рассказывая про свое отношение к СССР\России и пытаясь объяснить, насколько ему хватало исторических знаний и собственного жизненного опыта, почему все происходит так, как происходит.

Старый Вильнюс
Старый Вильнюс

В общем, когда прогулки по Старому Вильнюсу с экскурсией в башню Гедимина и поеданием цеппелинов на обед стали надоедать, было принято решение идти в такое место, которое бы однозначно взбодрило разум и чувства. Такое место есть в каждой прибалтийской стране – это Музей оккупации.

Старый Вильнюс
Старый Вильнюс

Тут буквально минутное отступление. Стоит помнить, что история – это все-таки не математика. Трактовка фактов, замалчивание одного и, наоборот, выставления на первый план другого позволяют одни и те же события преподносить как угодно, а точнее – как выгодно. Кроме того, история человечества, начиная с первого поднятия палки обезьяной – это история непрекращающихся войн и противостояний за место под солнцем, в которых всегда есть победители и проигравшие. И последние абсолютно всегда будут не согласны с таким положением дел.

-4

Учитывая, что сейчас информация доступна практически любая, самое правильное – читать как можно больше, в первую очередь, академической литературы, хотя бы просто для того, чтобы иметь представление об историческом процессе, в котором абсолютно всегда есть две стороны медали – положительная и отрицательная. Постановка вопроса – вы за Николая II или за Ленина, за Сталина или за Горбачева, за Ельцина или за Путина – всегда ложна, потому что ни к чему, кроме как к разъединению не ведет. Чем, кстати, пользуются все заинтересованные стороны.

Музей оккупации и борьбы за свободу в Вильнюсе. Находится в бывшем здании КГБ напротив Лукишкской площади.
Музей оккупации и борьбы за свободу в Вильнюсе. Находится в бывшем здании КГБ напротив Лукишкской площади.

В этом плане Музей оккупации в Вильнюсе – типичный пример открытого и едрёного пропагандистского инструмента, которым власти города и страны пользуются по максимуму. Именно поэтому идти в подобные места нужно не и с идеологической зарядкой в голове, а хоть с какой-то исторической подготовкой, так как рассказывают там про то, что было, но так, как надо.

-6

Состоит музей из двух экспозиций – фашистско-немецкой и советской, каждая из которых имеет в своем составе отдельно комнатку про Холокост и богоборчество соответственно. Сами литовцы, как бы оправдываясь, говорят, что музей – это памятник их свободе от любого внешнего управления (ха-ха три раза), но нетрудно догадаться, что музей, созданный на месте не немецкого концлагеря, а в бывшем здании НКВД Литвы практически целиком посвящен советскому периоду.

-7

Если кратко, то внутри в полумраке рассказывают и показывают про то, что страшнее периода в истории Литвы, чем власть Советов (то есть, русских), не было – только ужасы. Всё, чем занималась советская власть в Литве – не строила одну из самых передовых экономик для республик СССР, а только выискивала и расстреливала несогласных с ней граждан.

-8

Удивительно, но даже освобождение Литвы от фашистов обыграно так, как будто дикий оккупант с востока прогнал пусть тоже оккупанта, но цивилизованного европейского, с которым Литву ждало процветание.

-9

Это, кстати, была официальная позиция антисоветских литовских партизан-националистов времен Второй мировой – тех самых Лесных братьев, сражавшихся на стороне Гитлера и занимавшихся террором в отношении поддерживающего СССР населения. Само собой, в Музее оккупации они поданы как герои.

-10
-11

В комнате про Холокост вы не узнаете, что те самые Лесные братья принимали непосредственное участие в решении еврейского вопроса, а в комнате про католических литовских священников не стали переводить на литовский же язык уголовные дела под фото, где прямо написано о том, что священнослужители организовывали в храмах госпитали для офицеров СС и прятали подпольные фашистские типографии.

-12

В целом, надо отдать должное государственной политике Литвы, власти которой к вопросу воспитания общества подходят вдумчиво – группы школьников на вид класса с пятого-седьмого заводят в Музей оккупации каждый час-полтора и объясняют, кто во всем виноват и кого надо ненавидеть.

Русский язык в Литве знают многие и не только в историческом туристическом центре. Надписи на великом и могучем пока еще продублированы в очень многих местах. Забавный случай произошел в одном из ресторанов Вильнюса, где молодой официант сославшись на незнание русского, попросил перейти хотя бы на английский. No problem! Через три предложения признался, что он очень плохо говорит и на нем, поэтому попросил вернуться все-таки к русскому…
Русский язык в Литве знают многие и не только в историческом туристическом центре. Надписи на великом и могучем пока еще продублированы в очень многих местах. Забавный случай произошел в одном из ресторанов Вильнюса, где молодой официант сославшись на незнание русского, попросил перейти хотя бы на английский. No problem! Через три предложения признался, что он очень плохо говорит и на нем, поэтому попросил вернуться все-таки к русскому…

Уже вечером хозяин нашего гостевого дома, успешный бизнесмен-литовец возрастом 50+, в семье которого мы по сути жили все время пребывания в Вильнюсе, активно интересовался нашими впечатлениями о городе. Само собой, речь зашла и о Музее, и о СССР, и об истории Литвы. Морально можно было готовиться к позиции оппонента, но в итоге получился адекватный собеседник.

-14

Выяснилось, что владелец дома хоть и является патриотом своей страны, радикально-националистическую позицию властей не разделяет. Проживший в СССР всю молодость литовец, в отличие от создателей Музея оккупации, вспоминает в целом жизнь при советской власти как романтическое приключение: «Комсомольские стройки с путешествиями по Союзу определили мою судьбу – у меня теперь своя строительная компания и со своей женой я познакомился именно тогда».

-15

Главная же обида на СССР, по его словам и личным переживаниям, у большинства кроется в итогах коллективизации и раскулачивании предков. По европейской традиции многие в Прибалтике вели крестьянско-ремесленную жизнь и имели порой хорошие наделы земли, которые и отобрали большевики. Разговоры о том, что все прибалты были бы сейчас вдвое-трое богаче, если бы не советская власть – обязательная тема любого местного застолья.

-16

Тут правда непонятна коннотация по отношению ко слову «все». Тех же Лесных братьев по литовской же статистике открыто поддерживало не более 5% населения, однако нынешние власти подают эти цифры как «вся страна».

С сожалением хозяин дома вспоминал и тот факт, что нельзя было ездить в капстраны, в которых у него была масса родственников. Почему большевики запрещали видеться с родными, ему не понятно до сих пор.

Цены на продуктовом рынке Вильнюса дешевыми не назвать даже по среднеевропейским меркам
Цены на продуктовом рынке Вильнюса дешевыми не назвать даже по среднеевропейским меркам

Зато оказалась понятна политика деления людей на сорта – граждан и неграждан (русскоязычных), как официально делается в Латвии и негласно в Литве и Эстонии. По словам хозяина нашего гостевого дома, власти Прибалтики очень боятся сепаратизма: «Если начнется очередная война, восточная половина Литвы, да и Прибалтики в целом автоматом уйдет в Россию – там одни русские. Вот власти как могут и строят политику выдавливания всех не литовцев из страны. По логике властей у русских есть своя страна – вот пусть в ней и живут. Лично я удивляюсь другому: почему русские готовы терпеть столько унижений, но оставаться в Литве?» - задался вопросом литовец.

Пресса на русском языке в Литве встречается повсеместно, правда в основном провинциально-районного уровня
Пресса на русском языке в Литве встречается повсеместно, правда в основном провинциально-районного уровня

«Может быть потому, что это давно и их родина тоже, где когда-то жили их предки и где они родились и выросли тогда, когда людей не принято было делить по сортам в зависимости от национальности?», - прозвучало предположение от россиян. Повисла пауза.

Интересные подробности рассказал хозяин гостевого дома и о начале Второй мировой. По его словам, немецко-фашистские войска многие действительно встречали как символ будущего объединения Прибалтики со Старым светом в эдакий европейский союз того времени. Ужасы начались тогда, когда немцы начали массово вырезать в Литве евреев, которых тут исторически было много, а заодно и тех литовцев, которые старались им помочь. (кстати, еврейские поселения в Прибалтике взялись все из той же Германии, из которой их гнали еще в средневековье. Гитлер в этом отношении был далеко не первопроходцем).

-19

«Самый страшный удар во время Второй мировой войны для литовцев заключался в том, что они для немецких фашистов оказались почти такими же унтерменшами, как евреи и славяне. Очень многие долго не могли в это поверить, пытаясь доказать, что они такие же европейцы. А когда не смогли, молча согласились на жизнь в СССР», - вспоминал рассказы старших родственников наш собеседник.

Башня Гедимина
Башня Гедимина

На самом деле, откуда у Прибалтов такое европейское мироощущение вместе с ненавистью к России понять можно, если чуть-чуть окунуться в их историю, о которой с крайним воодушевлением рассказывают местные экскурсоводы у той же башни Гедимина или в Тракайском замке. Имя этой национальной литовской гордости – Великое княжество Литовское.

Тракайский замок
Тракайский замок

Самый могущественный период развития Литвы тут вспоминают так же, как ностальгируют по СССР в России. Ведь именно тогда Литва владела всеми восточноевропейскими землями, включая нынешние территории Белоруссии, Украины и частично России. А по отдельным историческим фактам, которые подтверждают и российские академические историки – период раннего правления Дмитрия Донского прошел в вассальной зависимости тогдашней России от Литовского княжества.

-22

В целом, если углубиться в местную историческую пропаганду, то в Литве популярна теория о том, что стать самым большим и влиятельным государством с центром в Москве должна была стать не Россия, а Литва с центром в Вильнюсе. И это реально было возможно!

-23

Но, раздираемые междоусобными противоречиями литовские средневековые феодалы, выражаясь прямо, тогда довольно быстро похерили все, что создали их предки, и в итоге были неоднократно поделены между двумя более успешными цивилизациями – католической западно-европейской и православной восточно-славянской. В силу чисто географического положения, близость именно к Западу определило вектор всего дальнейшего ментального развития Литвы, про которую на самом Западе регулярно забывают, а некоторые даже и не помнят, что восточная окраина тоже входит в ЕС.

-24

Итог: исторический комплекс неполноценности лимитрофного государства по отношению к Западной Европе и имперские амбиции прошлого похлеще, чем в России, помножены на 500-летнюю обиду за то, что ничего не получается, а также националистический угар отдельных властных сил. С таким ершом в голове пытаться что-то объяснять и доказывать абсолютно бессмысленно, собственно также как удивляться и возмущаться…

-25

В общем, пятилетний шенген давно просрочен. И, собственно, хрен с ним...