Найти тему
Записки москвитянина

ЕСЛИ ЯЗЫКОМ ФУТБОЛА...

Часто показывают и по ТВ, и в новых медиа интервью актёра Артура Смольянинова литовскому радио (что ли), где он говорит, что готов стрелять за Украину по своему коллеге - воюющему осетинскому актёру.

Эта подлая часть - выразительная. Но чуть раньше Смольянинов походя бросил фразу, как бы понятную всем? "Когда с одной стороны играет киевская команда "Динамо", а с другой - немецкая команда, то ясно, за кого вы будете болеть". Если даже брать эту параллель, то не всё так ясно. Если с одной стороны играет киевская команда "Азов", например - полицаев, предателей-бандеровцев, а с другой - армейская команда не гестаповцев, а мобилизованных немецких вояк, то симпатии у русских могут резко разделиться.

А ведь именно нечто похожее и происходит на Украине.

Теперь о самом упомянутом матче. Я бывал на этом стадионе "Старт" и выяснял подробности памятного матча. Впервые об игре советских футболистов в оккупированном Киеве страна узнала из напечатанной в газете «Известия» статье, автором которой был писатель Лев Кассиль. Именно он и назвал памятный матч в Киеве «Матчем смерти».

Памятник 1971 года
Памятник 1971 года

Название это - образное. В начале разоблачительных 1990-х, в одном из своих интервью, Макар Гончаренко – непосредственный участник «матча смерти», в духе времени говорил, что в советское время об этой истории много врали. Во-первых, футболистов перед матчем-реваншем никто не запугивал, а во-вторых, после игры они спокойно пошли домой, даже сфотографировались с обыгранным 5:3 соперником. Только через несколько дней ряд футболистов, мол, были схвачены за кражу хлеба на хлебозаводе. Расстреляны были четверо. Трое из них, Кузьменко, Клименко, Трусевич, погибли после того, как кто-то из арестантов ударил охранника, и по жребию был расстрелян каждый второй. Об этом рассказал выживший футболист, не попавший в число казненных. Еще одного игрока «Старта» Коротких, служившего в полиции, немцы расстреляли из-за претензий по службе.

-2

Тут уж Гончаренко сам напридумывал в духе времени. Известно, что большая часть «стартовцев» все равно пострадала от репрессий. Уже 18 августа 1942 года на хлебозавод явились нацисты и арестовали нескольких сотрудников, среди которых оказались Трусевич, Кузьменко и другие участники памятного матча. Они были задержаны по доносу местного жителя Георгия Вячкиса. Этот литовец до войны был известным в Киеве пловцом, а после прихода немцев стал сотрудником гестапо. Вскоре после задержания работников хлебозавода арестовали и других футболистов «Динамо». В своем доносе Вячкис доложил о принадлежности «динамовцев» к НКВД. Формально подонок был прав, поскольку клуб «Динамо» подчинялся НКВД, но ясно, что спортсмены были сотрудниками ведомства лишь на бумаге. Однако нацисты поверили литовцу, многие оказались в гестапо и в концлагере.

Рукопожатие перед игрой без угроз
Рукопожатие перед игрой без угроз

Но и после войны некоторые футболисты были навсегда отлучены от футбола, потому что понесли заслуженное наказание. Лев Гундарев за работу в немецкой полиции провел в исправительных учреждениях около 10 лет. Юрий Чернега получил аналогичный срок за работу на немцев (в телеграфной конторе), но умер в лагере уже в 1947 году. Георгий Тимофеев провел в лагерях 5 лет за работу в немецкой полиции. Павел Комаров, после окончания войны остался в Германии, а затем эмигрировал в Канаду.

Так что и прославленной команде были разные сотрудники хлебозавода №1, где числились многие футболисты.

Но в Киеве стоит аж два памятника не сдавшимся и расстрелянным футболистам, это - памятники легенде, гордому званию советскому несломленному спортсмену. Был снят фильм-легенда "Матч". Стадион «Старт» в Киеве, где проходил матч, сохранился. Но сам фильм "Матч" было решено снимать не там: вокруг стадиона построены многоэтажки, постоянно попадающие в кадр. Потому футбольную часть снимали под Киевом — на стадионе Василькова (стадион удобен тем, что вокруг него нет высотных зданий). Концентрационный лагерь, где погибли футболисты, снимали в песчаном карьере под Киевом.

КАдр из фильма "Матч"
КАдр из фильма "Матч"

Так, как в фильме - должно быть, а в жизни - сложнее. Вот сейчас ни жизни, ни кошельку по большому счёту российским спортсменам ничто не угрожает, а они готовы унижаться, выступать без флага, формы и гимна: "Мы ж столько тренировались!". А окажись они в оккупации? - слили бы матчи из страха или за баланду!