При изучении документов, связанных с историей Даниловского уезда Ярославской области, можно встретить название местности Корзла. Краевед Алексей Красильников собрал замечательную коллекцию материалов по истории этого края на сайте «Сидоровский народ».
По сведениям этого ресурса, с названием древнего удела связана маленькая местная речка Козловка (Корзловка), впадающая в Касть у села Бу́халово. «Впадает в Касть» – это, конечно, сильно сказано. Так, течёт тонкой струйкой. Летом Козловка зарастает осокой так, что трудно и в упор разглядеть. Здесь мы видим аналогичную картину, как в Шаготи, Шигараше и Кукобое. Название удела соответствует наименованию чрезвычайно мелкого водного объекта, ручья.
Первоначально в хозяйственных грамотах 16 века Корзла фигурирует как земельная вотчина в Сотском стане. Затем, к 17 веку это уже отдельный стан в составе Костромского уезда. Границы стана Корзла были весьма неопределённы. Они распространялись от реки Соть (окрестности Федурина) до Диева-Городища, вмещая в себя и митрополичье село Вятское. Причём наблюдалась типичная для феодального землевладения чересполосица. Земли Корзлина стана представляли собой разрозненные фрагменты.
Историк Ю. Готье в книге «Замосковный край в XVII веке» в 1906 году тоже связывает название удела с речкой и сообщает следующее:
«Стан Корзла. К западу от реки Соти и по течению реки Касти, на Луговой стороне Костромского уезда. Название в связи с речкой Корзловкой. Другая часть стана среди земель Ярославского уезда, ниже города Ярославля, на левом берегу Волги, вокруг села Деева городища».
Попробуем внести некоторую ясность в значение древнего топонима.
Корзла
Название местности Корзла, по всей видимости, имеет славянские корни. Корень слова корз- происходит от старого глагола корзать – обдирать кору. Корзанье – это процесс подготовки бревна, включающий обрубку сучьев и снятие коры при изготовлении сруба. От этого же корня происходит слово корзина – изделие из окорённых прутьев.
Выражение окорзать, в смысле ободрать кору можно было услышать в деревенских говорах на севере Ярославской области и в 20 веке.
«Окорзать, чтобы гладко было... глаже корзайте, не примут... плохо окорзано, надо, чтобы сучьев не было... Лесину срубят, окорзают, сучки-то надо убрать, раньше топором корзали»
Слово корзла образовано от глагола корзать с помощью суффикса -л. Это довольно устаревший способ словообразования, но именно этот аспект нас и интересует. Посмотрим, какую функцию выполняет в русском языке такой элемент.
Суффикс -л- образует имена существительные со значением:
1. Лица, которое постоянно или обычно выполняет действие (зубрила, громила, вышибала);
2. Предмета, предназначенного для осуществления действия (мыло, поддувало, правило);
3. Предмета или явления, характеризующихся действием, названным исходным словом (быль, прибыль, поросль).
Очевидно, что для топонима более всего подходят первый и третий варианты. Окончание -а соответствует первому варианту. Таким образом можно определить, что корзила или корзель – это лицо, человек, который занимается корзаньем. Это мог быть прежде всего обрубщик сучьев и коры, член строительной артели, который готовил брёвна к рубке и укладке в сруб. Плотник низкого разряда, занятый на самой черновой работе.
Слово корзель было активно в древности, но не прижилось в русском языке. В словарях его нет. Более употребительными были другие похожие варианты от корня корз-.
Корзун – так в деревнях звали умельца по заготовке корья и плетению корзин. Вам наверняка доводилось слышать такую фамилию. Это старинный, ремесленный термин, который служил в том числе и прозвищем. Плетенщику приходилось заготавливать окорённое прутьё. Поэтому здесь тоже звучит корень корз-, связанный с обдиранием коры. Первоначально термины корзун и корзель, вероятно, были равнозначны.
Было ещё одно интересное слово, связанное с этим словом. Корзно или корзень – княжеский плащ, подбитый мехом. Этимология слова корзно строится на том же древнеславянском корне крзно – мех, шкура. Слово также связано с процессом обдирания, ошкуривания.
Таким образом, название Корзла происходит от личного прозвища местного жителя. Оно встречается на страницах древних документов. Например, в грамоте 1545 года упоминается ямщик Корзла Андреев:
«От великаго князя Ивана Васильевича всеа Русии в Ярославской уезд, на Вокшарской ям ямщиком Корзле да Степанку Андреевым детям с товарищи, или кто по вас на Вокшарском яму иные ямщики будут»
Корзново
Название деревни Корзново, расположенной на речке Уче между сёлами Вятское и Спас-Виталий, также несёт в своей основе старинный корень корз-. Изначально здесь было сразу два починка с названиями Корзново. Они упоминаются в самой ранней из сохранившихся описей Вятской митрополичьей волости 1501 года.
... села Вяцка починки без пашни Корзново во дворе Платунко да Полунко. Починок Корзново ж во дворе Тимошко, во дворе Федько.
Скорее всего, название деревни происходит от аналогичного прозвища Корзно. В некоторых старых документах вместо Корзново записано Корзлово. Это может означать, что -н и -л являются добавочными суффиксами. Во всяком случае название подтверждает активность таких прозвищ, как Корзно, Корзун, Корзла в этой местности.
Никольское в Корзле
Предположения о некоем мифическом плотнике по прозвищу Корзла не стоили бы и ломаного гроша, если бы не документы. Сохранились грамоты, касающиеся хозяйственных дел местных землевладельцев по фамилии Корзлины. Родовой вотчиной этой семьи было село Никольское на Касти, которое также раньше называлось Никольское в Корзле.
А. Красильников пишет: «Фамилия их пошла от названия этих земель – Корзла, а не наоборот».
На мой взгляд, дело обстоит как раз наоборот. Судя по фамилии, Корзлины род свой вели от предка по прозвищу Корзла (Корзель). Во второй половине 16 века род Корзлиных размножился и разветвился. Один из документов времён Ивана Грозного сообщает нам о судебном процессе, где дальние родственники Корзлины делят свою вотчину – село Никольское с землями по реке Касть.
1560 г., апреля 25 – Правая грамота царя Ивана Васильевича Василию и Никите Угрюмовым детям Корзлина по тяжбе между ними и Алексеем Семеновым сыном Корзлина о земле села Никольское с деревнями и починками в Сотской волости Костромского уезда.
Дело было сложное, пришлось ответчику Василию Угрюмову сыну Корзлину вспоминать далёкое прошлое. Надо отдать ему должное, он помнил свою родословную до прадеда – Ивана Александрова сына Корзлина. Отсюда нам становится известно и имя прапрадеда Корзлиных – Александр. Он жил примерно в середине 15 века. Возможно, именно он и носил прозвище Корзель, от которого пошёл род.
... а мой дед Василей Александров сын Корзлин их прадеду Ивану родной брат, а третий у них брат был Иван Вахута Александров сын Корзлин. И то, государь, у них было село Никольское...
Из грамоты 1560 г. следует, что центром вотчины Корзла следует считать не Бабино, а именно село Никольское. Старожилы села даже в 20 веке знали и говорили, что Корзла это и есть второе название села. Официальное же название «Никольское» оно получило от первой церкви в честь Николы Чудотворца.
Таким образом, стандартная дилемма топонимики, что является первичным, имя человека или свойство местности (яйцо или курица), в данном случае разрешается в пользу имени. Название древнего удела Корзла пошло от фамильного прозвища предка первых местных помещиков. Вотчина Корзлиных в устах местных жителей и волостелей обозначалась как Корзла. Название ручья Корзловка вторично. Ручей назван так лишь в качестве рубежа, межи земель Корзлиных.
Социальный статус Корзлиных неопределён. Они были явно небоярского рода и при этом кажется не принадлежали к военно-служилой знати. Ссылки на старину, когда прадед сам пашенку распахивал, говорят нам, что Корзлины вышли из низов, из пахарей. Фамильное прозвище также служит этому подтверждением.
Вероятно, они принадлежали к сословию «детей боярских». Что это за дети такие? Нет, они не были потомками бояр. «Дети боярские» означает «сыны благородные». В этом контексте слово "дети" следует понимать, как "слуги, помощники". Это самый низкий уровень русской знати. Из такого класса мелких землевладельцев на Руси потом вышли однодворные помещики.
Корзлины уже в то время были далеко не однодворцы. Во времена Ивана Грозного это весьма зажиточные хозяева. Скупали земли, осваивали починки, на которые садили зависимых крестьян-арендаторов. Это были вполне состоявшиеся феодальные землевладельцы. В запутанных земельных вопросах большой костромской семьи пришлось даже дотошно разбираться самому царю Ивану Васильевичу.
Царёв суд
В тексте грамоты в явном виде указано, что в семейном деле Корзлиных принял непосредственное участие сам царь Иван Грозный.
«Сей суд судил царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси...»
Марта в 25 день 1560 года перед царём и великим князем судебный пристав Ивашко Бортенев обоих истцов ищею Олёшку и ответчика Ваську Корзлиных поставил.
Сначала выступил истец Алексей Корзлин. Он пожаловался царю, что, мол, заложил отец его своим родственникам треть села Никольского за семь рублей, да заложил ещё деревни Боярцево, Бологово и Новгородово. Хочет выкупить обратно, да Васька Корзлин не отдаёт, денег не берёт и держит поместье силой.
Царь спросил ответчика Василия Корзлина: Отвечай!
И Васька ответил царю: Деревню, государь, Боярцево Алексеев отец у отца моего не закладывал. Ту землю, государь, дед мой Воюта распахал на своей доле села Никольского и ту деревню поставил. Им до той деревни и дела нет. А треть, государь, села Никольского отец наш купил, дал им пятнадцать рублей.
И Васюк подал царю и великому князю Ивану Васильевичу на деревню Бологово купчую.
Истец же Алёшка Корзлин в ответ прямо при царе заявил, что Васькина купчая «нарядная», то есть поддельная!
Дело зашло в тупик, обе стороны гнули своё, уступать никто не собирался. Оба готовы были уже решать конфликт последним средством – поединком (правда, сами биться не собирались, а выставляли наёмных бойцов). Но царь Иван решил дело разумно, велел послать гонца в Кострому и сделать выписки из писцовых книг, проверить, за кем было записано ранее село Никольское, и как, купленной вотчиной или по закладной.
Выписки вскоре (7 апреля) были представлены царю на Москву. Естественно, ни о каких закладах речи в них не было. Так что царь велел Василия оправить (оправдать), а Олешку обвинить, мол, «пошто раньше молчал, когда опись составляли, и в прежних тяжбах об этом не заикался».
***
В конце грамоты приводятся и представленные выписки из двух писцовых костромских книг 1545 и 1560 года. Сравнивая два текста, можно отметить заметный прогресс в хозяйстве Корзлиных. Причём главами семьи оба раза были записаны женщины. Сначала Васькина бабка Татьяна, затем его мачеха Фетинья.
1545 год
В волости Соти за Татьяной Воютиной женой Корзлина да за снохой её Фетиньей Угрюмовой женой Корзлина да за детьми её Васюком и Микиткой село Никольское, того же села деревня Рохманово, пустошь Плоское, деревни Ескино на Касти, Ивашенцево, Бологово, починки Выгарь, Бояринцово, Федосово.
1560 год
В волости Соти за Фетиньей Угрюмовой женой Корзлина да за пасынком её Василием и сыном её Микиткой село Никольское, а в нём церковь Никола Чудотворец, да сельцо Рохманово на реке Касти, деревни Бояринцово, Ивашенцево, Бологово, Выгарь, Федосово, деревня Ескино на Касти, починок Плоской, починок Юрилово.
Что изменилось в Корзле за 15 лет, разделяющих две описи? Во-первых, Рохманово стало сельцом (это значит там появилась помещичья усадьба, поселился кто-то из Корзлиных). Во-вторых, починки стали деревнями, а пустошь Плоское (будущее Плосково) стало починком. Появилось и новое селение – Юрилово, возможно это нынешняя деревня Юрилы.
Таким образом, с точностью 5–10 лет мы можем определить дату основания деревень Юрилы, Выгарь, Плосково.
Родословная Корзлиных
1----------------
Александр Корзлин (~1450)
2-----------------
Василий (~1480)
Иван Воюта
Иван Вахута
3-----------------
Семён Васильев Суморь Корзлин + Анна
Степан Васильев
Астафий Васильев
Некрас Васильев
Елизарий (старец Илья) Воютин + Татьяна (1516 г.)
Иван Иванов Вахутин
Ивоня Иванов Вахутин
Михайло Иванов Вахутин
4------------------
Угрюм Елизарьев Воютин + Фотинья (1545 г.)
Максим Михайлов Вахутин
Микита Михайлов Вахутин
Никифор Семёнов Суморин Корзлин
Лаврентий Семёнов Суморин Корзлин
Алексей Семёнов Суморин Корзлин
Богдан Семёнов Суморин Корзлин
Шемет Семёнов Суморин Корзлин
Борис Семёнов Суморин Корзлин
5------------------
Василий Угрюмов Воютин Корзлин (1560 г.)
Никита Угрюмов Воютин Корзлин
6------------------
Левонтий Васильев Корзлин (1596 г.)
7------------------
Катерина Левонтьева Корзлина замужем за Курдюком Агеевым Кафтыревым (1628 г.)
Спасибо, что прочитали. Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на журнал!
#Корзла #Никольское #Касть #Корзлин # Корзново