Не всем дано отвечать на те или иные просьбы отказом. Как-то неудобно, во всех смыслах. И многие предпочитают выискивать такую невнятную форму отказа, которая больше похожа на согласие. Особенно в глазах просителя.
И здесь вспоминается пресловутая присказка про отрезание хвостика у кошки по кусочкам.
Можно было бы раз и навсегда отказать, и все бы пошли дальше своими путями, но кажется, что такое завуалированное поведение смягчает «удар», оставляет вас в роли «хорошего». Нет! Обнадёженный человек помещается в зону неопределённости и туманного ожидания, а вы исполняете роль обманщика и «водящего за нос».
Так что лучше сразу сказать, что вы не сможете, отказать прямо и честно. Именно это является самым щадящим и комфортным поведением. Что бы вам ни казалось изнутри ситуации отказа. Кстати, отказ может быть оформлен вполне корректно. Совсем необязательно воспринимать эту форму как агрессивную. А вот как это сделать так, чтобы ваш визави не обиделся, вы лицо сохранили и коммуникация не была бы разрушена, давайте разбираться.
Договоримся, что мы рассматриваем только те случаи, в которых просьба для вас неприемлема по разным причинам. В любом диалоге важна реакция внимания к собеседнику. Так и в случае просьбы, необходимо обозначить, что вы услышали и поняли. Дальше идёт вежливое подтверждение важности проблемы и понимание его желания её решить.
Важный момент, когда мы обозначаем свою «потребность», которая не даёт нам возможности выполнить эту просьбу. Получается, что мы имеем две потребности - просителя и того, которого просят помочь, которые расходятся, не пересекаются.
Получается, что вы в равных позициях, но с несовпадающими интересами в этом моменте. Объяснив свою позицию и её аргументацию, вы смело можете завершить отказом. «К сожалению, нет». И не нужно в оправдание предлагать свои услуги для устранения проблемы. Вы не «человек Паук», вы просто человек, который находится в равном положении с просителем.
Дальше следует самый сложный в исполнении шаг, завершение диалога - молчание. Причём не напряжённого, а спокойного и доброжелательного. Молчать рядом с другим довольно сложно, хочется чем-то заполнить кажущуюся неловкой паузу. Но никто не обязан никого развлекать и искусственно заполнять пустоту. Не хочется - помолчите. А в данном случае, как бы вам ни хотелось, не нужно ничего говорить.
К таким ситуациям тоже можно подготовиться.
Сядьте, сосредоточьтесь и вспомните случаи, в которых вы так и не смогли отказать, о чём потом всё время жалели. Составьте список таких случаев. В левой колонке - случаи, напротив, справа - придумайте варианты отказов.
Без практики тоже не обойтись. Встречая назойливые просьбы промоутеров, продавцов в магазине, набивающих цену ремонтников и т.д., практикуйте отказы в корректной форме. Тем более, что народ здесь ушлый и, если с ними у вас это получится, то этот навык будет вполне убедительным и эффективным. Ваш отказ, как и согласие на чью-либо просьбу абсолютно правомочен и не требует дополнительных оправданий и переживаний.
Иллюстрация Камелия Фам
Автор: Остривная Елена Анатольевна
Психолог Консультант Тренер
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru