Среди наиболее известных фильмов, снятых оператором Леваном Пааташвили, "Бег" Александра Алова и Владимира Наумова, "Романс о влюбленных" и "Сибириада" Андрея Кончаловского.
Грузинский оператор Леван Пааташвили, скончавшийся несколько дней назад, работал с такими режиссерами, как Андрей Кончаловский, Александр Алов и Владимир Наумов, Эльдар Шенгелая, Георгий Шенгелая, Тенгиз Абуладзе. Фильмы, снятые им на "Мосфильме" и "Грузия-фильме", хорошо известны кинозрителям.
1. "Бег"
Фильм Александра Алова и Владимира Наумова, поставленный на "Мосфильме" по мотивам произведений Михаила Булгакова "Бег", "Белая гвардия" и "Черное море" в 1970 году. Главные роли исполнили Алексей Баталов, Михаил Ульянов, Владислав Дворжецкий, Людмила Савельева, Евгений Евстигнеев. Пааташвили рассказывал, что на предложение снять "Бег" согласился, не раздумывая ни секунды. Свою заинтересованность в работе он объяснял так: "Драматургия предполагала масштабный разворот исторических событий, крупные характеры, огромные массовки, напряженный ритм действия".
2. "Романс о влюбленных"
Музыкальная мелодрама, поставленная Андреем Кончаловским по сценарию Евгения Григорьева на "Мосфильме". Главные роли сыграли Евгений Киндинов, Елена Коренева, Ирина Купченко, Иннокентий Смоктуновский, Александр Збруев, музыку написал Александр Градский. По словам Пааташвили, его привлекала возможность поэкспериментировать, поработать с условным поэтическим материалом. "После фундаментальной работы над фильмом "Бег" возникло желание окунуться в современность", - рассказывал оператор. В 1974 году "Романс о влюбленных" получил главный приз "Хрустальный глобус" международного кинофестиваля в Карловых Варах.
3. "Сибириада"
Четырехсерийная киноэпопея Андрея Кончаловского. Он же вместе с Валентином Ежовым написал сценарий. В главных ролях снимались Никита Михалков, Наталья Андрейченко, Сергей Шакуров, Людмила Гурченко, Елена Коренева, Виталий Соломин. "Мне повезло: "Романс о влюбленных" и последующий фильм - "Сибириаду" я делал с Кончаловским. Но эта работа была диаметрально противоположной по характеру и тематике", - отмечал Пааташвили. В 1979 году "Сибириада", снятая на "Мосфильме", была удостоена Гран-при Каннского кинофестиваля.
4. "До свидания, мальчики"
Фильм был поставлен Михаилом Каликом по одноименной повести Бориса Балтера в 1964 году. "Миша Калик прислал мне из Москвы приглашение снять с ним черно-белую картину "До свидания, мальчики!". Я с радостью согласился", - вспоминал Пааташвили, в начале 1960-х работавший на "Грузия-фильме". Музыку написал Микаэл Таривердиев, который до этого работал с Каликом над кинолентой "Человек идет за солнцем". Замысел у создателей фильма был такой: снять развернутые актерские пробы, а потом смонтировать их с отобранной кинохроникой. "Черно-белое изображение контрастировало с хроникой и одновременно сливалось с ней. А когда мы поняли, что музыка Таривердиева как нельзя лучше "ложится" на изображение, фильм практически оказался у нас "в кармане"", - вспоминал оператор. Однако судьба картины сложилась драматически: сначала ее показывали с цензурными сокращениями, а после эмиграции режиссера в 1971 году и вовсе запретили. Полную авторскую версию зрители смогли увидеть только в конце 1980-х.
5. "Голубые горы, или Неправдоподобная история"
Эту комедию Эльдар Шенгелая снял на киностудии "Грузия-фильм" в 1984 году. С режиссером Леван Пааташвили был знаком давно, еще по ВГИКу, они всегда поддерживали хорошие отношения. Оператор признавался, что всегда был поклонником фильмов Эльдара Шенгелая, поэтому с радостью принял предложение поработать вместе. "Нас свел не совсем обычный для застойных времен сценарий Резо Чейшвили", - отмечал он. По словам Пааташвили, ему понравился сюжет: молодой человек приносит в редакцию рукопись, вокруг которой происходит "нагромождение бюрократических и цензурных нелепиц". "Сатирическая комедия наводила на серьезные размышления", - говорил он. Музыку написал Гия Канчели, который раньше уже писал музыку к фильмам Эльдара Шенгелая "Необыкновенная выставка" и "Мачеха Саманишвили".
6. "Путешествие молодого композитора"
Фильм по роману Отара Чхеидзе "Ветер, которому нет имени" Георгий Шенгелая поставил на "Грузия-фильме" в 1985 году. По словам Пааташвили, в процессе съемок он "не хотел навязывать режиссеру только свою точку зрения". Георгий Шенгелая "всегда работает в точно установленном изобразительном стиле", отмечал он. Кроме того, когда "ставят жесткие задачи, приходится проявлять больше изобретательности - сильнее стимулируется творческое начало", говорил оператор. В 1986 году фильм получил "Серебряного медведя" Берлинского кинофестиваля за лучшую режиссуру, а в 1987 году - приз Британского киноинститута "За лучший зарубежный фильм".
7. "Робинзонада, или Мой английский дедушка"
Комедия, которую Нана Джорджадзе поставила на "Грузия-фильме" в 1987 году. Пааташвили вспоминал, что однажды на студии встретил молодую выпускницу кинорежиссерского отделения Театрального института имени Шота Руставели. Она поделилась планами снять первый полнометражный фильм "Робинзонада, или Мой английский дедушка" и призналась, что не смеет даже просить о совместной работе. Оператор ответил, что ему абсолютно все равно, с кем снимать - с известными или с начинающими, - была бы интересная работа. Сценарий Ираклия Квирикадзе показался Пааташвили любопытным, и он согласился. В 1987 году "Робинзонада..." получила приз за лучший дебют "Золотая камера" Каннского кинофестиваля, а в 1988 году - приз жюри "Особый взгляд" международного кинофестиваля в Токио.
8. "Мадо, до востребования"
Мелодрама по мотивам романа Симоны Арез "Мадо", которую Александр Адабашьян снял во Франции в 1990 году. Пааташвили находился в Париже и готовился к работе над фильмом Квирикадзе "Румяный Дон Жуан плачет" для французской фирмы Barnaba Films. Была выбрана натура, проведены кинопробы, однако по разным причинам картину не сняли. Вскоре Пааташвили получил еще одно предложение о съемках во Франции - от Александра Адабашьяна, с которым он работал на "Сибириаде". Теперь у Адабашьяна появилась возможность на той же Barnaba Films снять в качестве режиссера картину по собственному сценарию. Оператор согласился: "Сюжет пришелся мне по душе - простая и чистая история, в которой была и поэзия, и мягкий юмор". Режиссерский дебют был удостоен специального приза "Перспектива французского кино" Каннского кинофестиваля в 1990 году.
9. "Чужие дети"
Фильм Тенгиза Абуладзе, снятый на "Грузия-фильме" в 1958 году. Основой сценария послужил газетный очерк о вдовце, машинисте паровоза, дети которого часто оставались без присмотра. Это первая самостоятельная операторская работа Пааташвили. "Для меня, начинающего оператора, этот фильм явился настоящим экзаменом. Все, что накопилось за многие годы обучения и работы в кино, требовало выхода", - рассказывал он. Картина была отмечена наградами на международных кинофестивалях в Хельсинки, Лондоне и Порретта-Терме.
10. "День последний, день первый"
Кинокартина Семена Долидзе, поставленная на "Грузия-фильме" в 1959 году. После успеха "Чужих детей" у Пааташвили появились новые предложения. Он выбрал сценарий Леонида Аграновича, написанный специально для Серго Закариадзе. Об этой работе оператор вспоминал так: "Сико Долидзе, режиссер старшего поколения, проявлял интерес к новым веяниям в кинематографе, исходившим от нас - молодых кинематографистов".
Лола Мусаева, специально для "Вестника Кавказа"