Сейчас, в отсутствие возможности слушать оперу на мировых сценах, особую привлекательность вызывают киноверсии спектаклей.
Мой опыт: два драматических спектакля, балет Нижинский и вот я решилась пойти на оперу Парсифаль. Почему? В первую очередь личный вызов: выдержу или нет 6 часов оперы? Хотя вариант кино-это 5 часов, сократили за счет антрактов.
С музыкой Верди я немного знакома, но Парсифаля еще не слышала, и пошла потому, что заявлен звездный состав: Йонас Кауфман, Элина Гаранча. Это не просто звезды мировой оперной сцены, это артисты, которые много пели на сцене вдвоем и чувствуется личная органика. Видна их стопроцентная погруженность в материал и высокое мастерство.
Режиссер, конечно, поставил совершенно авангардную постановку, но полтора часа слушать оперу в декорациях тюрьмы для меня сложно. В защиту режиссера могу сказать, что у него много находок: это и видео ряд, снятые в кино кадры оживляют действие, и идея с двумя Парсифалями, молодой, не поющий артист Сидоренко и взрослый Парсифаль-Кауфман. И смена декораций в трех действиях: тюрьма, офис и третье действие сложно даже описать где, наверное какая-то избушка в лесу.
С точки зрения вокального исполнения и драматического, конечно, изумительные работы Йонаса Кауфмана и Элины Гаранча. Поскольку это крупный план в кино, то можно было увидеть все нюансы их драматической игры.
Любите этих артистов, любите Вагнера- сходите, ну, если не пойдет, то можно и уйти, артистов мы этим не обидим, ведь это кино, но безусловно, это очень интересная работа, а зрителю нужно быть готовым к большой внутренней работе.
И в заключение несколько из анонса спектакля в кино:
«Российский режиссёр Кирилл Серебренников отличается бесстрашием, которое почти физически ощущается в его постановках – что завораживает одних и приводит в недоумение других. Его радикальное прочтение великолепной последней оперы Вагнера в Венской государственной опере представляет «Парсифаля» как оперу об освобождении, в частности, освобождении от самого себя через осознание, что путь к свободе можно предпринять только самостоятельно.
В зрелые годы Парсифаль вспоминает дни своей юности. В процессе повествования время превращается в пространство, и он встречается с собой юным, когда был просто безымянным заключённым в тюрьме Монсальват»
И про историю создания спектакля:
МОСКВА, 12 апреля 2021. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. Премьера оперы Рихарда Вагнера "Парсифаль" в постановке Кирилла Серебренникова состоялась в воскресенье в Венской государственной опере, она прошла без зрителей в связи с запретом на проведение крупных культурных мероприятий из-за распространения новой коронавирусной инфекции. С 18 апреля видеоверсию спектакля смогут посмотреть онлайн зрители во всем мире, сообщил ТАСС Серебренников.
"Парсифаль" - совершенно уникальное приключение, - сказал режиссер. - Дистанционная, но при этом подробная работа. Мы с командой делали этот спектакль практически два года, начали еще до пандемии, а в нынешних обстоятельствах это превратилось в сложное испытание, было ощущение, что мы карабкаемся на самую высокую гору".
В главных ролях заняты Йонас Кауфман, Элина Гаранча, Людовик Тезье, Вольфганг Кох, Георг Цеппенфельд, Николай Сидоренко, Штефан Черни. Выпускающий режиссер - Евгений Кулагин.