В начале 1961 года советские граждане получили в свое распоряжение новые деньги, гораздо меньшие по размеру. В официальной пропаганде всегда говорилось о том, что реформа проведена строго «в интересах населения», и цены в стране снизились ровно в 10 раз. Давайте разберемся, так ли это было.
Никита Хрущёв вошёл в историю нашей страны как автор целого ряда противоречивых реформ. Какие-то из них можно однозначно поставить ему в заслугу. Например, развенчание культа личности Сталина, выпуск из лагерей и реабилитацию миллионов людей. Массовое жилищное строительство помогло переселить из подвалов и бараков огромное количество советских граждан, впервые подарив им радость обладания пусть и относительно скромным, но зато отдельным жильем. Велики были и достижения Советского Союза в космосе при Хрущеве.
Однако целый ряд хрущёвских действий сегодня можно оценивать однозначно со знаком минус. Это практическое уничтожение кооперации и артелей, атака на приусадебные участки колхозников, безобразно-агрессивную международную политику, из-за которой чуть не было уничтожено все человечество в ходе Карибского кризиса, разгром интеллигенции (травля Пастернака, Манежная выставка) и денежную реформу 1961 года, которая заменила называемые в народе «сталинскими портянками» банкноты на «хрущёвские фантики».
Хотя цены в Советском Союзе вроде бы регулировались государством, страна не была избавлена от инфляции. В памяти у многих осталось «сталинское понижение цен», когда люди с блокнотами сидели у приемников и записывали, на какие товары цены теперь снижаются. При этом, как обычно, забывается главное, о чем, в частности, вспоминал Вячеслав Молотов в 1970-е годы. Все 1930-е годы и особенно во время войны цены сильно росли, и эти демонстративные снижения являлись попыткой хоть немного обуздать бешеную инфляцию, стимулировав спрос. Пропагандистский эффект был достигнут значительный. Но ведь еще существовало значительное количество товаров с нерегулируемыми ценами, которые реализовывались через колхозные рынки, да и просто непосредственно между гражданами. Уровень инфляции к концу 1950-х годов резко усилился. Отмечался растущий дефицит товаров массового потребления, причем самых простых – муки, масла, эмалированных тазов, веревок и т.д. при относительно свободной продаже черной икры или шуб. В опубликованном в 1959 году документе советского Минфина вновь с горечью констатировалось хроническое невыполнение плана по приливу наличности в государственные кассы, что было связано с низкими цифрами товарооборота.
Закрытые данные советского Минфина от марта 1961 года свидетельствовали о том, что за 5 лет с 1955 по 1960 из-за инфляции и увеличивающегося импорта реальный курс советского рубля рухнул на 25%. Немаловажными причинами реформы также являлась увеличивающаяся гонка вооружений (Хрущев хвастался, что СССР "печет ракеты, как пирожки"), постоянный поток иностранной валюты братским компартиям и странам народной демократии в Азию и Африку, прочие амбициозные и крайне дорогостоящие советские программы вроде освоения космоса и сибирских строек. Правда, Совет министров в своей официальной версии объявил советским гражданам, что деньги будут меняться «для обеспечения большей их полноценности». В реальности, советский рубль девальвировался по отношению ко всем мировым валютам, доходы снизились, а цены заметно выросли.
Отметим, что реформа 1961 года отличалась от аналогичной реформы 1947 года, которая представляла собой откровенный грабёж населения, проведённый фактически за несколько дней. На этот раз власти объявили о реформе чуть ли не за год, и дали людям время подготовиться. Никаких ограничений по количеству обмениваемых денег как в 1947 году не было. Постановление Совета Министров СССР «О денежной реформе с 1 января 1961 года» было опубликовано уже 4 мая 1960 года, а через 12 дней в отставку ушёл легендарный советский министр финансов Арсений Зверев. Он категорически не соглашался с основными положениями реформы, поскольку считал, что рублю вначале нужно вернуть платёжно-покупательную способность, а спрос населения увеличивать и только потом проводить деноминацию. Зверев прекрасно понимал, что в нынешнем виде деноминация приведёт к росту цен, исчезновению из продажи товаров с дотируемыми государством низкими ценами и перестроит советскую экономику на экспорт дешевого сырья, что и произошло в 1970-е годы, когда при Брежневе Советский Союз начинал во всё большем количестве гнать на экспорт нефть и газ, а на валюту покупать всё, что ему требовалось, включая технологии и даже зерно. В этом Зверева поддерживали Молотов, Шепилов и Сабуров, однако они уже не входили в состав советского властного ареопага.
Как только население узнало о реформе, оно бросилось в магазины скупать товары, которые можно было бы перепродать после реформы по новым ценам или просто сохранить в них накопления. В первую очередь, это касалось ювелирных изделий, шуб, техники и так далее. По официальной статистике, во второй половине 1960-го года выручка ювелирных магазинов выросла в 5-7 (!) раз, в магазинах исчезли меховые изделия, которые не пользовались таким спросом из-за дороговизны. Уже в октябре 1960-го в сберегательных кассах начали перерасчёт вкладов по единице измерения 10:1. И вот 1 января 1961 года в обращение вышли новые купюры, гораздо меньшего размера, из-за чего они и получили название «хрущёвских фантиков».
Впервые за долгое время в Советском Союзе реальную ценность обрели медные монеты. Если до 1961 года на 1 коп ничего купить было нельзя, то теперь за неё можно было приобрести, например, коробок спичек, газету или стакан газировки. Купюры теперь можно было хранить в изящных кошельках, а не гигантских "лопатниках", как прежде. В отличие от реформы 1947 года, в этот раз деньги обменивали в течение целых трёх месяцев в специальных обменных пунктах, которые открылись 2 января 1961 года. Позднее было принято решение не менять медные монеты достоинством в одну, две и три копейки, что обогатило некоторых людей, которые специально скапливали мешками мелочь такого достоинства. Это можно увидеть в комедии «Менялы» режиссера Георгия Шенгелия. Примечательно, что аж до начала 1970-х в просторечье при названии стоимости того или иного товара использовали выражение «в новых деньгах» - так долго народ привыкал к деноминации.
Официально объявлялось, что теперь 10 старых рублей равны одному новому, и то же самое касается всех цен, которые якобы снизились в 10 раз. В реальности, это было совсем не так. Начнём с того, что уровень золотого содержания в новом советском рубле теперь составлял 0,987412 г хотя раньше он равнялся 0,222168 г, то есть вырос явно не в 10 раз. Официальный курс доллара до 1961 года равнялся 4 рубля за доллар, а после 1961 года вовсе не 40 коп, а целых 90, то есть уменьшился лишь в 4,44 раза (лишь намного позднее курс откорректируют до 61 копейки). Правда, большинство советских граждан не обменивали рубли на золото и тем более на доллары, поэтому этого не заметили. Зато они хорошо разглядели цены на рынках. Здесь вовсе не произошло понижения в 10 раз, на многие продукты цены менялись лишь в 3-4 раза, а на некоторые не изменились и вовсе. Так пучок зелени до реформы 1961 года стоил 5 коп, а после реформы - столько же. От советских властей эта информация не укрылась, и уже весной следующего года произошло повышение закупочных и розничных цен на сельскохозяйственную продукцию. Не подешевели в 10 раз дачи, товары на вторичном рынке и многое другое.
Зато советская рабочая сила стала стоить ещё дешевле, что повышало конкурентоспособность нашего экспорта. Действительно, рентабельность экспортной продукции после реформы оказалась весьма высокой. К примеру, треть всех автомобилей «Москвич» при их хронической нехватке на внутреннем рынке АЗЛК отправлял на экспорт, туда же уходило большое количество автомобилей «Волга» и другого оборудования не столько из-за их высокого качества, сколько из-за низкой стоимости, по сравнению с зарубежными аналогами. Правда, низкие зарплаты и высокая стоимость продовольствия советским людям не понравились, и порой это вызывало серьёзные протесты, как знаменитое новочеркасское выступление рабочих, которое было жесточайшим образом подавлено (это наиболее известный бунт, в реальности, их были десятки, если не сотни, достаточно изучить статистику от МВД и КГБ СССР).
По соотношению оплаты труда и покупательной способности советский рабочий скатился на предпоследнее место среди всех социалистических стран Европы перед Албанией, но об этом никто не знал. Министр финансов Зверев был абсолютно прав - реформа стала ошибкой, так как она была абсолютно не подготовлена. Как и все многие другие инициативы Хрущёва вроде освоения целины реформа проводилась кавалерийским наскоком без всякой серьезной аналитики. Но были ли у неё хоть какие-то плюсы? Пожалуй, только два - размер советских денег уменьшился, а значит, сократились и расходы по их изготовлению. Кроме того, монеты наконец-то стали хоть что-то значить. А это привело к еще более массовому распространению торговых автоматов. Но о начале и конце короткой эпохи советских вендинговых машин мы расскажем отдельно.
Дорогие друзья! Подписывайтесь на канал, поддержите его существование и развитие!