Найти тему
ИстПросвет

Взлеты и падения пушечного короля Альфреда Круппа

Оглавление

Немецкий магнат Альфред Круппа вошел в историю тем, что создал крупнейшую в Германии промышленную империю, вершиной которой стало массовое производство артиллерийских орудий. Крупп для нас - хищный олигарх, олицетворяющий все ужасы, на которые способен капитал. Отчасти это впечатление справедливо, однако, давайте разбираться по порядку.

Таланты Альфреда Круппа

Альфред Крупп родился в 1812 году в Эссене в семье Фридриха Круппа. Отец будущего магната принадлежал к известному в городе роду, и был бездарным, но упорным предпринимателем. Все деньги, которыми он располагал и которые мог занять, Фридрих тратил на то, чтобы разбогатеть. Одним из его навязчивых увлечений было изготовление стали. Он умер в 1826 году в возрасте 40 лет, оставив после себя полуразрушенную "фабрику", обремененную долгам и вычеркнутую из списка городских налогоплательщиков. Вдова и четверо детей оказались в жалком положении.

Исторический дом Круппа
Исторический дом Круппа

Начало карьеры

Альфреду Круппы было в это время 14 лет. От своего отца он унаследовал неистребимое желание успеха. Оно и вело его по жизни, полной не только достижений, но и неудач, провалов и прочих несчастий. В изготовлении стали молодой Кпупп понимал не больше, чем его отец. Альфред бросил гимназию, нигде ничему не учился, и с отроческого возраста впрягся в тяжелую работу.

Сначала он был простым рабочим наряду с еще шестью сталелитейщиками на фирме, которая годами не приносила прибыли. Потом 22 года он исполнял обязанности управляющего, не получая за свои труды жалования или других вознаграждений. (Фирма принадлежала его матери.)

"Условия, в которых молодой Крупп начинал карьеру предпринимателя, были тяжелыми даже для того времени. Первые годы его профессиональной жизни могли быть значительно более легкими, если бы он ликвидировал жалкое производство на сукновальне и прошел проложенную коммерческую выучку у своего дяди Карла Шульца или деда Вильгельма. Но поступить так не позволяла ему крупповская гордость, которая у молодого Альфреда была выражена еще ярче, чем у его отца", - пишет в книге о грюндерах 19 века немецкий историк Гюнтер Оггер.

Обучение на ошибках

Крупповской стали долгое время были присущи дефекты, а как их устранить - Альфред не знал. Он выпрашивал у родственников новые субсидии для завода и постоянно ломал голову над усовершенствованием технологии литья.

В какой-то момент он понял, что качество стали во многом зависит от сырья и начал покупать чугун и железо у одного и того же поставщика. Так ему удалось повысить мелкозернистость, вязкость и твердость своей продукции.

Десятилетиями основу выпуска фирмы Круппа составляли маленькие стальные валки, необходимые для серебряных и золотых дел мастеров и монетных дворов. Однажды Альфреду посоветовали отливать заготовки не круглыми, а ребристыми, чтобы избежать образования внутренних трещин. Он последовал совету, и дело пошло на лад. Теперь Круппу понадобились токарные станки для обработки ребристой поверхности, но где же их было взять?

Альфред Крупп (1812-1887)
Альфред Крупп (1812-1887)

Крупп становится конструктором

Зимой 1830 года, сидя в полуразвалившемся сарае на краю Эссена, Крупп начинает сам мастерить токарные станки. Он делает их из дерева. Болты заменяются коваными гвоздями. Опорами служили металлические крючья. Все это выглядело чудовищно. И тем не менее весной станки заработали, и первая пара отполированных валков была готова к отправке.

В 1832 году Крупп лично едет в вояж по Южной Германии. Здесь проявляются его блестящие коммерческие способности. Он получает заказы от новых клиентов.

"После этой поездки сталелитейная фабрика Круппа превращается в обрабатывающее предприятие со слесарями, столярами-модельщиками и инструментальщиками. Альфред каждый день приобретает новый опыт. Он объединяет в одном лице литейщика, металлурга, конструктора, руководителя предприятия и продавца" (Г. Оггер).

Вечный должник

За всю длительную историю своего пути к успеху Круппу постоянно приходилось выклянчивать деньги и заключать не очень приятные для его самолюбия финансовые альянсы. Так, он в самых розовых красках описывает будущее свей фирмы и берет 10 тыс. талеров у отставного майора фон Мюллера, а за это делает его негласным пайщиком предприятия.

На эти деньги Крупп покупает 20-сильный паровой молот и снова оказывается на мели. Мюллер еще несколько раз финансировал Круппа, терпел убытки и, в конце концов, отказался от сотрудничества с ним. Такие случаи повторялись много раз, и надо же были иметь крупповский характер и настойчивость, чтобы не пасть духом от таких зигзагов фортуны.

Можно также вспомнить случай с покупкой тысячетонного кузнечного пресса "Фриц". Чтобы его приобрести, Круппу пришлось занять огромные суммы у таких банкиров как Оппенгеймер, Дайхман и Бляхрёдер.

"С помощью этого чудовища из самых крупных отливок, когда-либо существовавших на континенте, Крупп мог изготавливать крупнокалиберные орудийные стволы, а также корабельные валы для судов будущих поколений" (Г. Оггер).

Повышенный интерес к ружейным и пушечным стволам

В 1843 году Крупп в первый раз оказался на оружейной фабрике в Саарне под Мюльхаймом. Там он подметил одну особенность - ружейные стволы сваривались из полос металла в ходе весьма трудоемкого процесса. У него тут же созрело другое решение проблемы - создавать стволы из литой стали.

Вернувшись в Эссен, он тайно изготовил несколько стволов методом пустой ковки и отослал из в Саарн. Специалисты-оружейники были восхищены стволами Круппа, которые при выстреле выдерживали пятикратную перегрузку. В итоге, когда дело дошло до прусского военного министерства, Крупп поучил ответ, что в его услугах оно не нуждается.

Впрочем, через некоторое время военные заказали ему изготовить пушку, но обставили свой заказ глупейшими условиями. Крупп изготовил образец калибра 6,5 см., но в 1848 году в Европе заполыхали революции, и о промышленнике из Эссена надолго забыли.

Паровоз 19 века
Паровоз 19 века

Железнодорожное колесо

Фирма Круппа в середине 19 века все еще оставалась мелким предприятием, которому срочно требовался какой-либо прорывной проект. Он появился, когда революционные грозы перестали полыхать над европейским континентом. В Германии началась первая волна большой индустриализации, двигателем которой стали железные дороги. Железо, из которого делали рельсы, локомотивы, колеса и оси, быстро изнашивалось. Тут-то и понадобился Крупп с его сталью. В 1847 году он изготовил для Кёльнско-Минденовской железной дороги стальные амортизаторы и третью часть осей для 500 вагонов.

Фирма стала превращаться в курное предприятие. Новые заказы позволили увеличить персонал фабрики с 76 до 1000 человек. В начале 1850-х годов генеральный директор фабрики "Гутехоффнунгсхютте" Вильгельм Люг посоветовал Круппу заняться колесами для железнодорожных вагонов. Они изготавливались из дерева, а по окружности охватывались обручем из листового железа, который сваривали на месте стыка полосы. Конструкция была ненадежной.

Крупп понял, что способен изготовить бесшовный стальной обруч для колес, ведь он давно уже делал бесшовные валки. Так оно и вышло. В 1852 году он запатентовал "бесшовный колесный венец". Это изобретение превратило его фирму в одно из самых значимых предприятий немецкой промышленности.

Промышленный шпионаж и кража патентов

Для Альфреда Круппа во всем, что касалось производства стали, не было никаких моральных и юридических запретов. Летом 1838 года он отправился, наконец, в Англию, где сталь умели делать гораздо лучше, чем в Эссене. Здесь он выдал себя за господина "Шроппа" и под видом заказчика излазил сталеплавильные заводы Ливерпуля и Шеффилда. Ему удалось кое-что выяснить. Как сам он писал в дневнике:

"Судя по тому, что я здесь увидел, качество изготавливаемой стали зависит исключительно от чугуна..."

Сделанное наблюдение помогло улучшить качество собственной продукции, хотя в 1838 году до ее совершенства было еще далеко.

Альфред Крупп никогда не стеснялся присваивать идеи других людей. Так у гравера и золотых дел мастера Вимера из Мюнхена он беззастенчиво украл идею и конструкцию валика для изготовления ложек. Обычных столовых ложек, которые в то время изготавливали вручную. Быстро освоив производство валиков для изготовления столовых наборов, Крупп продавал их в Россию, Венгрию, Англию и Берлин.

В середине 1850-х годов шпионы сообщили Круппу, что англичанин Генри Бессемер запатентовал революционный метод производства стали с помощью кислорода и вращающегося конвертора. Крупп сделал все, чтобы разузнать все детали новой технологии, а затем решил присвоить себе чужой метод. С этой целью он предъявил в берлинское патентное бюро требование закрепить за ним бессемеровское изобретение. К чести берлинских экспертов, он получил от них отказ.

Думаете его его остановило? Нет. Крупп начал тайно изготавливать сталь на своем заводе так, чтобы не уплачивать Бессемеру деньги за лицензию. Применение бессемеровского метода сделало сталь дешевой и позволило Круппу использовать ее в железнодорожном строительстве и военном деле.

Вилла "Хюгель"
Вилла "Хюгель"

Крупп строит виллу

В конце 1860-х Крупп решил улучшить свои жилищные условия. Он купил большой участок холмистой местности и построил на одном из холмов виллу "Хюгель" - дворец из 180 комнат. Свой кабинет он спланировал, исходя из собственных фобий. Там были тройные железные двери; окна герметически закрывались, чтобы хозяин дома не простудился. Венцом этого архитектурного творения была придуманная Круппом система вентиляции, безостановочно доставлявшая прямо к рабочему столу благоухание кровника.

(Нужно сказать, что одной из причуд Круппа было его стойкое убеждение в том, что "свежий" деревенский воздух полезен для его слабых легких. Поэтому в доме Круппа всегда пахло навозом.)

Триумф и унижение великого Альфреда

Вилла "Хюгель" строилась четыре года. Все это время Крупп, не глядя на цену, скупал предприятия горнорудной и металлургической промышленности. Он приобрел примерно 300 рудников, металлургические заводы "Сайн" и "Иоханнесхютте", каменноугольную шахту "Ганновер", два металлургических предприятия и завод "Плойель". Крупп переименовал свою фирму в "Фатерландише анхальт", и по факту, она стала горно-металлургическим концерном с собственной угольной и железнорудной базой.

Достигнутое величие Круппа был поколеблено летом 1872 года, когда в Германии разразился "большой грюндерский крах". Своими покупками Крупп заметно опустошил кассу, и чтобы спасти фирму от финансового краха, ему срочно требовалось 10 млн. талеров. Деньги умопомрачительные, но банки согласились дать ему кредит, однако с условием, что он откажется от своих прав собственника "объединенных заводов" и будет отчитываться перед ними по своим финансовым операциям.

"День 4 апреля 1874 г., - пишет Г. Оггер, - когда Крупп подписал это кредитное соглашение, стал для патриарха, привыкшего к единоличному правлению..., днем "капитуляции фирмы" перед "еврейскими мошенниками", под которыми подразумевались банкиры".
Штаб-квартира ThyssenKrupp в Эссене
Штаб-квартира ThyssenKrupp в Эссене

P.S.

Последние пять лет жизни Крупп провел в полном одиночестве, прячась в пустых комнатах своей роскошной виллы. Он умер 13 июля 1887 года, пережившим свою эпоху и отошедшим от дел. Долге время фирма "Крупп" оставалась семейным предприятием, которым, впрочем, руководили наемные менеджеры. Лишь в 1967 году после очередных финансовых затруднений она, с правовой точки зрения, превратилась в полноценное акционерное общество.

Основной источник: Оггер Г. Магнаты... Начало биографии. - М., Прогресс, 1985.

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новую статью

О неточностях и опечатках сообщайте автору