Найти тему
Т/Х России и Мира!

Т/Х РТ

универсальное обозначение речных буксиров-толкачей и буксиров-плотоводов, построенных в СССР с 1950-х годов по нескольким различным проектам.

  • - РТ — аббревиатура, обозначающая Речной Толкач.

Полное обозначение судна — аббревиатура, состоящая из букв, обозначающих назначение судна (РТ, РП, БТТ) и трёх цифр, первая из которых обозначает мощность главных двигателей, а две последующие — номер судна, присвоенный в пароходстве.

Например:

  • РТ-381 — мощность 300 л. с., номер судна 81;
  • РТ-457 — мощность 450 л. с., номер судна 57;
  • РТ-611 — мощность 600 л. с., номер судна 11;
  • РТ-711 — мощность 740 л. с., номер судна 11;

Обозначение РТ присваивалось судам следующих проектов:

  • 911 и его модификациям 911Б, 911В, 911Л (к судам этого проекта также применяется оброзначение БТТ)
  • Р-14А
  • 1741, 1741А

Обозначение РП присваивалось судам проекта Р-14 и Р-14А.

. ИСТОРИЯ.

До 1957 года в СССР массово строились речные буксиры-пароходы (последней серией стал проект 732). Однако, после принятия в 1956 году XX съездом КПСС решения о прекращении строительства паровозов вскоре последовало решение Совмина и о прекращении строительства пароходов. Буксирные теплоходы выпускались в СССР и ранее, однако это были либо уникальные суда, построенные в единственном экземпляре (например, «Анастас Микоян»), либо совсем уж малые и маломощные катера типа «Костромич» и подобные ему. В этих условиях требовалось создать проект нового судна, которое могло бы массово строиться как на судостроительных заводах, ранее выпускавших пароходы, так и различных ремонтно-эксплуатационных базах флота в межнавигационный период. В качестве первого решения предлагалось наладить выпуск колесных теплоходов в корпусах проекта 732, заменив паровые машины на дизельные двигатели с бортовыми редукторами. Было подготовлено два проекта: номер 1518 — с одним двигателем (как у парохода) и номер 1721 — с двумя. У такого решения были очевидные плюсы. На верфях была вся необходимая оснастка для производства пароходных корпусов. Состояние водных путей СССР в конце 1950-х годов оставляло желать лучшего и колесные буксиры имели значительные преимущества. Однако проект 732 к концу 1950-х годов уже устарел и не удовлетворял возросшим техническим и санитарно-гигиеническим требованиям (например, гальюн на пароходах пр. 732, традиционно для судов такого типа размещался на обносе и представлял собой по сути дыру в палубе). В этот же период в СССР начали осваивать прогрессивный метод вождения барж толканием для которого проект 732 не особо годился. По этой причине было принято решение разработать новое судно с прогрессивным типом движителя — винт в поворотной кольцевой насадке. Такой движитель обеспечивает хорошую маневренность судна защиту винта на мелководье. Проект такого буксира-толкача, получивший номер 911 был разработан ЦТКБ Минречфлота СССР и утвержден в ноябре 1959 года. Несмотря на то, что судно получилось конструктивно несложным, оно отвечало всем требованиям того времени. В 1961 году на Лимендском судостроительном заводе было построен головное судно, получившее обозначение РТ-301. Этот проект судов на долгие годы стал основным на реках СССР. Позже на его базе разработали конструктивно близкие проекты буксиров-плотоводов Р-14 и Р-33, которые, впоследствии также были переоборудованы в толкачи. Интересный факт: отклоненный в 1958 году в пользу будущего РТ, проект буксирного теплохода проекта 1721 на базе парохода проекта 732 все таки воплотили в жизнь и с 1973 года суда типа мелкосидящие колесные буксиры-теплоходы БТК строились для Иртыша и Лены.

К середине 1970-х годов буксиры-толкачи проекта 911 и его модификаций уже не удовлетворяли все возрастающим требованиям как по мощности, так и по бытовым условиям на борту. Поэтому в производство были запущены новые буксиры-толкачи проекта 1741, имевшие увеличенную мощность силовой установки.

Все буксиры-толкачи РТ, РП, БТТ являются теплоходами. Они построены по двухвинтовой схеме, каждый винт приводится в действие своим главным двигателем. Машинное отделение находится примерно в середине судна, чуть ближе к корме. Надстройка находится также примерно в середине судна, чуть ближе к носу. Корпус в передней части может иметь носовые упоры для толкания барж и грузовых составов. Для быстрого сочленения с толкаемой баржей суда могут иметь в носовой части автоматическую сцепку и две швартовых лебедки. В кормовой части установлена буксирная лебедка с электроприводом и две швартовых лебедки. В качестве движителей используются гребные винты в совмещенных поворотных насадках.