(Из серии «Психологические методики от Доброго Психа»)
Иногда нам нужно что-то понять о самих себе, взглянуть на себя новым взглядом, как бы со стороны, непредвзято. Например, Вы поссорились с близким человеком, и у Вас есть сомнение, что Вы правильно поступили. Или у Вас возник какой-то дерзкий замысел – и Вы не уверены, что он разумен. Вообще, иногда очень неплохо бывает увидеть самого себя со стороны, взглянуть на себя объективным взглядом. Вот тут и приходит на помощь данная методика. Допускаю, что не у всех сразу получится: взрослые люди не привыкли давать волю фантазии.
Здесь следует мысленно найти кого-то, кто Вам максимально близок по духу, максимально похож на Вас. Это может быть реальный человека или литературный персонаж, или герой кинофильма. У каждого этот образ СВОЙ, но найти его всегда можно, если хорошо поискать.
Для доходчивости разберу на собственном примере (надеюсь, уважаемые читатели не будут смеяться надо мной). По характеру я паранойял, а паранойялу всегда нужны глобальные масштабы – меньше, чем на спасение мира он не согласен). Так вот, живу в деревенском доме со своими детьми (как уже знаю читатели, усыновленными), оказываю психологическую помощь людям и… маюсь, что масштабы моего добра слишком малы. Причем маюсь давно и очень серьезно – вплоть до глубокой неудовлетворенности самой собой. Решаю применить «СВОЙ ОБРАЗ или ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ» - в надежде, что поможет разобраться в самой себе.
Лично мне, например, со школьных лет быть очень близок образ Комиссара из «Оптимистической трагедии» Вс.Вишневского: сильная женщина-паранойял, фанатично преданная борьбе за коммунизм, тайно влюбленная при этом в матроса-анархиста (как я, убежденная комсомолка, была с юности, влюблена в одноклассника-диссидента, любовь эту пронесла через всю жизнь – и мы вместе с ним, в конце концов, основали нашу дружную семью).
И вот я беру этот образ Комиссара и мысленно ставлю на свое место. Предположим, что Комиссар живет в нашу эпоху, имеет профессию психолога. Победа коммунизма, ради которой она была готова умереть, сейчас невозможна. Предположим, что ее любимый анархист умер (как умер мой любимый диссидент), она чтит память о нем и воспитывает пятерых усыновленных детей в деревенском доме, в Подмосковье. Никаких тебе глобальных масштабов! Ну, разумеется, у нее экзистенциальный кризис - она мается, что делает очень мало для людей. Мне становится искренне жалко ее. И тут я спрашиваю себя: что она могла бы реально сделать, чтобы не чувствовать собственную бесполезность для человечества? Довольно быстро мне приходит в голову мысль: написать книгу о Доброй психологии. И еще одну книгу – о воспитании человечности в детях. Ура! Проблема решилась – масштабы расширились, появился оптимистичный новый смысл жизни и работы.
Без приема «СВОЙ ОБРАЗ или ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ» я бы не справилась.
Теперь приведу другой пример, уже из своей практики психолога. Ко мне обратился отец, у его единственного сына – аутизм и умственная отсталость. Сам отец происходит из неблагополучной семьи, рос без отца и с юности мечтал, что когда-нибудь у него самого будет сын – и этот сын получит все на свете, море любви и заботы. Когда он стал взрослым и у него, действительно, родился сын, причем больной, отец в душе страдал, но обрушил на него удвоенную лавину заботы и самых разнообразных благ. Итог – ребенок настолько избалован, капризен, что с ним не могут справиться ни в обычной школе (в рамках инклюзии), ни даже в специализированной школе, где умеют работать с больными детьми. Все попытки учителей объяснить отцу, что дело не в болезни, а в крайней избалованности и распущенности ребенка – наталкиваются на сопротивление и психологическую защиту: ведь он так мечтал о сыне.
Наконец, он обратился ко мне. Предлагаю ему взглянуть на ситуацию со стороны. Спрашиваю, есть ли у него в жизни кто-то, кто на него похож и с кем он близок по духу.. Отвечает, что у него с детства есть друг, с которым они до сих пор неразлучны, у них много общего. Я прошу отца представить, что у его друга родился долгожданный сын, оказалось, что у ребенка аутизм – и отец бросился забаловывать мальчика сверх всякой меры. Прием сработал: отец смутился, сказал, что «так нельзя», что излишняя забота только портит ребенка, и неудивительно, что в школе с ним не могут справиться. В дальнейшем он мне рассказывал, что стал строже и требовательнее к своему сыну, хотя тот пока на индивидуальном обучении. Этот клиент признался, что, когда представил закадычного друга на своем месте, то аж задохнулся от возмущения: как же он не видит, что приносит вред ребенку таким безмерным баловством?!
Многие приемы Доброй психологии требуют работы ФАНТАЗИИ. Увы, взрослые люди не очень-то дружат с фантазией, оставив ее в далеком детстве. Поэтому я никогда не требую от клиента выполнения того приема, который у него не получается, перебираю разные методики, часто прямо по ходу дела придумываю что-то новое – и в конце концов, мы вместе с клиентом подбираем то, что ему «заходит».
Если кто-то из читателей захочет найти СВОЙ ОБРАЗ и опробовать описанный здесь прием, буду благодарна за отзывы в комментариях или личных сообщениях.
Елена Бекетова, школьный психолог, кандидат психологических наук и счастливая мама пятерых усыновленных и приемных подростков
Если понравилась статья, ставьте лайк и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ ДЗЕН.
Запись на консультацию: +79687465967 (Ватсапп).
Мои книги:
«Рассказы Доброго психа»
«Воспитание человечности. Книга для родителей»
«Да будет свет!» (психологическая фантастика)
Вы можете прочитать бесплатно по ссылкам:
https://prodaman.ru/Elena_Beketova/books
https://author.today/u/id606345317/works/edit
или купить в издательствах «ЛитРес» и «Ридеро»
Взято из: https://vk.com/id606345317