Как правило, любой рассказ о городе, будь то статья в энциклопедии или экспозиция в краеведческом музее, начинается со слов о том, что на его месте люди жили ещё в первобытную эпоху. Наверное, таким образом хотят подчеркнуть правильность и закономерность расположения города. Хотя потом мы всё равно встречаем фразу о том, что город “был основан в таком-то году”.
Вот например днём основания Корсакова (ударение на второй слог), второго по численности города Сахалинской области, считается 22 сентября 1853 г., поскольку именно тогда русские матросы выстроились здесь в две шеренги, пропели “Отче наш” и “Боже, царя храни”, подняли Андреевский флаг и основали Муравьевский пост. Из-за начала Крымской войны пост был снят меньше чем через год и восстановлен лишь 15 лет спустя уже под названием Корсаковский (поскольку за это время губернатор Восточной Сибири успел смениться с Муравьева на Корсакова).
Оба поста располагались на вершине мыса, разделяющего две бухты, в одной из которых находилось айнское селение Пороантомари, а в другой — Кусункотан. “Пороантомари” означает “большая гавань”. Именно сюда с конца XVIII в. стали регулярно приезжать японские торговцы и рыбаки, создав здесь крупнейшее японское поселение на Сахалине. Когда в 1905 г. южный Сахалин стал японским, Корсаков переименовали в Оодомари — калька с айнского (тоже "большая гавань").
“Кусункотан” означает “селение на другом берегу”. Это явно экзотопоним, то есть название, данное не местными жителями, а чужаками. Возможно, жителями соседней бухты (другой берег мыса), противоположной стороны залива Анива (другой берег залива) или даже острова Хоккайдо (другой берег пролива). В любом случае, это косвенно указывает на важность селения в торговых связях.
Оба айнских селения часто посещались чужаками, причём не только японцами, но и европейскими мореплавателями, что хорошо задокументировано. Ещё в 1643 г. сюда заходил голландец де Фриз, в 1805 — Крузенштерн, а в 1806 и 1807 именно отсюда Хвостов и Давыдов вывезли столько японских товаров, что ещё пару лет ими кормилось всё население Охотска. При этом все визитеры отмечали большую населенность обеих бухт. Таким образом, не меньше двух столетий, а скорее всего гораздо дольше здесь постоянно жили люди.
К чему это я? Когда Невельской и его команда основывали Муравьёвский пост, они прямо сказали местным айнам и японцам, что делают это для защиты острова от американцев (которые тогда действительно присматривались к Сахалину), а когда возникла опасность захвата поста англичанами и французами, они без лишних слов сняли его, чтобы не подвергать опасности местных жителей в случае обстрела. Они не лукавили и не считали свои действия основанием поселения, а наоборот, выбирали для своих целей наиболее обжитые места.
Продолжая жить здесь сегодня и кормиться от местных вод и земель, мы наследуем истории людей, живших здесь до нас. Поэтому именно изучая и узнавая их историю и культуру, а не предавая их забвению, мы делаем основание нашей жизни более прочным.
----------------------------------------------------------------------------------------
Этот текст был ранее опубликован в моей группе ВК: https://vk.com/@ainumosir-kusunkotan