Найти тему
94,8K подписчиков

Психология боя: 4 признака страха, которые можно распознать, наблюдая за движениями бойца

9K прочитали
Начинающие бойцы отличаются от опытных тем, что не умеют контролировать свои эмоции и, в частности, страх
Начинающие бойцы отличаются от опытных тем, что не умеют контролировать свои эмоции и, в частности, страх

У каждого своя профдеформация. Я, просматривая записи боёв с соревнований и тренировок, начинаю автоматически оценивать психологическое состояние бойцов по их жестам и характеру движений. Делюсь с вами четырьмя самыми простыми фишками, выдающими страх.

1. Деградация элементарных движений.

Свойственно только для самых начинающих бойцов. Её суть в следующем. Представьте себе человека, свободно сбегающего по лестнице подъезда, уверенным широким шагом подходящего к своему авто, элегантно открывающим дверцу и легко запрыгивающим внутрь.

Теперь добавим ему немного страха, который будет сковывать движения и создавать избыточное напряжение в теле.

И вот исчезла свобода движений, пропал куда-то широкий шаг, походка стала семенящей, исчезла пружинка голеностопа. Молодой человек в своих движениях стал походить на пенсионера. Тут не то что до элегантности, тут лишь бы башкой никуда не удариться. Просто по тому, как человек выходит на ринг, можно многое сказать о его психологическом состоянии.

2. Доминирование защитных реакций.

Этот признак в равной степени справедлив для всех категорий бойцов: чем больше неуверенности в себе, тем больший процент в используемом арсенале приёмов составляют пассивные защитные действия (блоки, подставки и пр.).

Чтобы атаковать, нужна смелость и решительность. Если же боец чувствует себя слабее оппонента, мозг автоматически переходит к режиму обороны, заставляя больше защищаться, чем нападать. Особенно это хорошо заметно в засечном бое, где пассивные защитные действия откровенно бессмысленны. И если боец, противостоящий группе, начинает превращаться в "черепашку", то для судейской бригады - это однозначный показатель того, что он потерял контроль над ситуацией.

У каждого своя профдеформация. Я, просматривая записи боёв с соревнований и тренировок, начинаю автоматически оценивать психологическое состояние бойцов по их жестам и характеру движений.-2

3. Куцые движения

Продолжение всё той же истории с избыточным напряжением в теле. Если боец перестал контролировать свой страх, его удары становятся куцыми - слишком короткими, чтобы быть эффективными.

Мозг, перешедший в режим обороны, сопротивляется намерению бойца атаковать, потому что атака - это необходимость раскрыться. В итоге удары становятся неполноценными. Это обрубки, несущие на себе отпечаток желания поскорее закрыться.

Боец, чувствующий себя уверенно, работает по полной амплитуде, не боясь того, что атакующее движение его открывает.

4. Жесты Ребёнка

Самое интересное, как всегда, приберёг напоследок. Вы обращали внимание на то, как бойцы выражают через жестикуляцию свою досаду за проигрыш или совершённые ошибки? У опытных бойцов такие жесты всегда преисполнены агрессии, а у тех, кто только пытается через практику боевых искусств преодолеть свой страх, эти жесты точно повторяют жесты ребёнка в состоянии каприза.

Страх вгоняет взрослого человека в состояние испуганного Ребёнка, переживающего досаду за свою беспомощность. И тогда мозг воспроизводит ровно ту же самую жестикуляцию, какую мы иногда видим у детей.

Наиболее наглядный пример такого жеста - это топнуть ножкой. Прыгнуть на сетку октагона с вытаращенными от безумия глазами и орать матом на весь зал может только горилла. Испуганный ребёнок, высказывающий своё несогласие, позволяет себе лишь топнуть ножкой. Для него и это - уже дерзость.

Страх переживают все люди, приходящие в мир полноконтактного рукопашного боя. Испытывать страх - это нормально. В этом и заключается суть боевых искусств - дать человеку опыт управления своим страхом.

Рудияр

Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК