Найти тему
Пилот параплана

Полёт с подветренной части склона.

Оглавление

Как только вы начинаете летать в горах, так сразу же вы попадаете в подветренный ротор. Умение лететь там - великая вещь, но прежде чем нырять в омут, ознакомьтесь с картой подводных течений от Мейлина Лобба.

Примечание переводчика. Прежде чем пользоваться этими рекомендациями, посоветуйтесь со своим инструктором.

Фото Марины Никитиной
Фото Марины Никитиной

Турбулентный воздух.

Как только мы начинаем летать маршруты, мы сразу же сталкиваемся с турбулентностью. В хороший термический день она по всюду. Термическая активность - её причина.

Что вам нужно уяснить, так это то, какой силы ротор для вас является безопасным. Например, если вы чувствуете себя комфортно в потоке до +3 м/с, значит ротор от ветра 10 км/ч ваш предел. Если вам нравятся потоки +5м/с, значит ваш лимит 15 км/ч и т.д. Но эти данные условны и приведены тут только для примера. Мой лимит в 25-30 км/ч вам может не подойти и вы, скорее всего, получите мощные сложения. Но и для меня такой ротор - испытание.

С лимитами мы определились. На что ещё обратить внимание?

Избегайте острых хребтов.

Перед тем, как летать маршруты, вы должны понять, что острые гребни горных хребтов генерируют более мощную турбулентность, чем более пологие. Если вам всё-так придётся лететь через ротор, то если хребет острый, то его надо облетать дальше чем более пологий. Чем ближе к хребту, тем сильнее турбулентность.

Как только вы облетели край горы на расстоянии 100 м или более, можете опять к ней прижаться и продолжить полёт. Возле самой горы турбулентность будет минимальной, а потоки даже мягче чем с наветренной её части, так как там нет фонового ветра, который усиливает турбулентность от потока. Но как только вы достигнете верхней части хребта, то опять попадёте в зону турбулентности. Достигнув верхней части, вы опять почувствуете турбулентность и должны будете увеличить расстояние от склона.

Примечание переводчика. В подветренном роторе от ветра более 25 км/ч, в верхней трети набора от вершины хребта, поток не ложится на гору, а наоборот - отклоняется от неё. Роторная турбулентность разбивает всю периферию потока и остаётся только самая сильная его часть. Это значит, что срез между восходящим и нисходящим потоками будет особенно сильным.

Когда можно лететь в ротор.

Если подветренная часть склона прогревается солнцем, это не значит, что там будет держать. Для этого надо, чтобы склоны хорошо прогрелись. Так же это верно и для вечернего времени, когда солнечная активность спадает.

Следите за высотой.

Если метеорологический ветер 10 км/ч, ещё не значит, что он так и будет дуть по всему маршруту. Вы можете попасть в долину, где долинник будет разгоняться и до 30 км/ч, что может стать неожиданным для вас.

И так, для безопасных полётов в горах помните:

1. Не заходите в ротор если ветер сильнее чем комфортный для вас.

2. Если вы заходите за гору, в ротор, держитесь подальше от рельефа, а затем примыкайте к нему.

3. Держитесь подальше от острых пиков. Чем острее хребет и сильнее ветер, тем дальше надо держаться от рельефа.

4. Так как вы защищены горой, летите спокойно возле склона. Только остерегайтесь подлёта к вершине или краям горы - в этом случае вы вылетаете из защитного пузыря. Если гора имеет коническую форму, то это так же может быть причиной отсутствия защитного пузыря и будет турбулентно. Конечно, можно там поискать поток конвергенции, в восходящей части ротора, но это уже совсем другая тема.

5. Не летите в ротор слишком рано - термики должны быть сформированы, чтобы нормально работать.

И самое главное - если вам не по нраву такие полёты, то не делайте этого, всё должно быть в кайф!

Оригинал статьи:

Flying in the Lee | Cross Country Magazine