Ее девичья фамилия-Толстая. А ее брат описан Пушкиным в произведении "Евгений Онегин"
Мария происходит из дворянского рода, она старший ребенок в семье (еще было четыре сестры и два брата). Мария Лопухина, кстати, состоит в отдаленном родстве со Львом Толстым – знаменитый писатель приходится ей двоюродным племянником.
Картина Владимира Лукича Боровиковского представляет собой пример удивительной согласованности человека и природы. Кажется, что природа – часть души женщины, а она сама – частица мира. Голубые васильки перекликаются с цветом пояса на платье, свежий румянец на щеках молодой женщины служит антитезой увядающим розам, небрежно свисающая рука гармонирует со склоненным колосьям. Все эти повторы, противопоставления и ритмические соединения образуют единое целое. Портрет и пейзажный фон плавно перетекают друг в друга.
Изображенной на этой картине Маше Лопухиной 18 лет. А проживет она всего 24 года; умрет от чахотки, не оставив после себя потомков, а о портрете поползут жуткие слухи. Якобы ее отец Иван Андреевич Толстой на то время являвшийся известным в узких кругах мистиком и будучи магистром масонской ложи, заключил душу старшей дочери в эту картину. И любой девушке на выданьи, лишь взглянув на картину, грозит неминуемая смерть. По слухам насчитывалось десятки жертв портрета юной Маши.
Но не меньшего трагизма портрету придает и судьба девушки. С первого взгляда на портрет мы видим миловидную особу, приятные черты, глубокий и вдумчивый взгляд. Все у Машеньки должно сложиться в жизни хорошо, она молода, умна, красива, но есть одно но. Вскоре она станет Марией Ивановной, выйдя замуж за нелюбимого.
Марию, 18-летнюю девушку, по родительскому сговору, как чаще всего происходило в те годы, выдали замуж за Степана Лопухина, действительного камергера при дворе Павла I. Супруг был на 10 лет старше. Портрет, написанный Владимиром Лукичом Боровиковским, стал его первым подарком молодой жене.
Заключаемый родителями брак далеко не всегда мог обеспечить семейное счастье. Марии Лопухиной – не обеспечил, и даже портрету не суждено было стать счастливым талисманом. Настоящей близости с мужем у Марии не сложилось, а возрасте 23-х лет она умерла от неизлечимой на тот момент чахотки. И хотя позднее поэт Яков Полонский напишет о картине и ее героине: «Но красоту ее Боровиковский спас», – в те годы с ним бы вряд ли согласились. Ведь по Москве прокатился зловещий слух о том, что виновен в смерти Лопухиной… портрет!
Да Боровиковский спас красоту Марии Лопухиной, но даже портрет передает всю безысходность и трагическую несправедливость к судьбе девушки. Брак с нелюбимым и покорность судьбе и воле мужа. И трагичность портрета не в том, что Мария умерла будучи молодой, а в том , что она мертва уже на картине. Все ее мечты, молодые порывы, беззаботные мгновенья жизни, все умерло, не успев познать всех красок юности.
Образ увядающих роз на картине трактуют как символ скоротечности женской красоты. В случае с Лопухиной этот символизм проявился буквально.