Найти тему
Живопись

«Кто подает в суд из-за коровы»: история одного шедевра

Художник Корнелис Сафтлевен — ещё один забытый мастер золотого века голландской живописи. Причём забытый давно и основательно. А ведь его работами, разлетавшимися из мастерской со скоростью горячих пирожков, восхищался сам Питер Пауль Рубенс!

В личной коллекции основоположника барокко имелся добрый десяток творений героя нашей статьи. Да и вообще: в середине XVII столетия жилище антверпенского дворянина, роттердамского купца или утрехтского церковного иерарха, чьи стены украшали картины кисти герра Сафтлевена, автоматически получало статус резиденции богатого человека с хорошим вкусом и недурным чувством юмора.

Однако, со сменой эпох сменились контексты, взгляды, приоритеты... Сегодня полотна героя статьи нуждаются в пояснении хотя бы ввиду полной утраты актуальности. Хотя нет, не актуальности даже, а самого́ принципа универсальности метафор, наполняющих эти произведения. С течением времени люди стали мыслить совсем иначе. И если великолепная техника маэстро не нуждается в комментариях, то большинство аспектов его «фирменного» юмора сегодня требует срочного выезда профессиональной пояснительной бригады к месту событий.

Рассмотрим, к примеру, особо трудный случай: картину под названием «Кто подает в суд из-за коровы».

-2

Персонаж Сова красуется в типичном костюм юриста своей эпохи: черная кепка, пальто с меховой отделкой, воротничок с оборкой. Глаза учёной птицы смотрят сквозь очки, когда она записывает показания клиентов.

-3

Свин — архетипичный фермер. На нём ярко-красное пальто, накрахмаленный белый воротничок, коричневая сумка и кожаные туфли. Свою кепку он держит в руках, дабы выказать уважения сове-адвокату. Опрятный и в целом респектабельный внешний вид Свина свидетельствует о том, что он — хозяин собственной фермы. Он явно не работает в поле сам, а лишь надзирает за своими работниками. Судя по мимике и пластике, Свин пытается донести до юриста свою точку зрения на текущий судебный процесс.

Ещё левее изображена Птица, супруга является женой фермера. На ней простой белый чепец, тщательно накрахмаленный воротничок с оборками и довольно элегантная юбка. Безупречное состояние выдержанного в светлых тонах наряда сигнализирует аудитории о благочестии и респектабельности Птицы. Ну или же о попытке предстать благонадёжным свидетелем по делу своего мужа-свиньи... Но задумайтесь, дорогой читатель: когда это свиньи стали символом чистоплотности и аккуратного ведения дел? И когда это птицы перестали быть синонимом легкомыслия? Правильно: никогда. Понимаете, к чему клонит художник?..

В то время как Птица-жена держит в правой руке корзинку, её левая рука протягивает сове-адвокату большую золотую монету в качестве оплаты за предоставляемые юридические услуги. Это очень важная деталь композиции, но к ней мы вернемся чуть позже.

-4

Справа от респектабельной фермерской пары сидит... Жаба. Чья роль и место во всей этой мизансцене совершенно ускользает от понимания, пока мы с Вами не вспоминаем, кого живописцы тех времен вечно изображали голыми и перемещающимися по полу на четвереньках. Мужайтесь, дорогой читатель, ибо Жаба — ребёнок Свина и Птицы... Упреждая Ваши вопросы сообщаем, что потратили кучу времени и перепроверили этот факт дважды. Так что полностью уверены в конечном выводе.

Жаба ещё совсем младенец. Подростка художник «одел» бы в той же манере, что и его родителей. Она обратила глаза (лицо?) к сове-адвокату, явно прислушиваясь к происходящему. Малышка явно не понимает тему разговора, зато чётко осознаёт важность момента. Иначе зачем бы родителям «тащить» её в незнакомое странное здание пред светлый очи серьезного господина Совы? Лягушонке невдомёк, что она — важный психологический козырь Свина, вещественное доказательство необходимости кормить семью и тем самым апеллировать к жалости Совы. Ведь не даром жаба-символ прожорливости... Идея, кстати говоря, явно провальная: мудрая сова никогда не олицетворяла собою мягкосердечие.

Не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы разгадать фабулу произведения. Само название картины указывает на то, что фермерская пара подает в суд из-за коровы. А вот и она, в нижнем левом углу переднего плана, «спряталась» в тени. Очень маленькая корова, не так ли? Даже по сравнению с двумя овцами, что изображены рядом с ней. Так и хочется спросить: «Действительно ли такая маленькая корова стоит судебных издержек?» Сам художник ясно даёт ответ на этот вопрос, прописав образ коровы как малозначительный, второстепенный и совершенно выключенный из логики текущих событий. Не будь сия бурёнка упомянута названии полотна — мы с Вами ни за что не обратили бы на неё внимания!

-5

Впрочем, не особо надеясь на проницательность аудитории, художник разместил ответ на наш вопрос прямо над головой совы-юриста. «Нет, оно того не стоит», — фактически сказано там черным по белому на чистом нидерландском.

«Так в чём же здесь мораль?», — спросит нас внимательный читатель. Всё просто: судебный иск обошелся семейству Свина дороже стоимости спорной коровы. Такова, по мнению живописца, порочная суть адвокатской братии, которая не столько решает животрепещущие вопросы простых людей, сколько на них наживается.

-6

Картина представляет собой едкий комментарий и одну большую аллегорию. Пусть и не лишенные хитрецы, но в целом простые и наивные фермеры страдают от алчности городских адвокатских гильдий. Использование животных для демонстрации глупостей и грехов человечества было обычным приемом художников в 17 веке. Что позволяло творческим натурам открыто обсуждать социальные проблемы без риска быть обвиненными в бунте и подрыве устоев со всеми вытекающими. В частности, полотно «Кто подает в суд...» имело громкий успех и не раз воспроизводилось в многотиражных изданиях королевства.

Знаем, что у наших читателей всегда найдутся собственные версии касательно любых публикуемых нами материалов. Любопытно было бы узнать Ваше мнение о том, насколько актуальной является данная картина на сегодняшний день и в сегодняшних реалиях. По нашем скромному — вполне!

Приятного просмотра, дорогой читатель! И до встречи в комментариях.

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось и Вы подписались — спасибо!