Найти тему

"Древние люди из... этажерки" Югра. Государственный художественный музей. Встреча пятая. ХМАО-Югра

(1990-е годы. Ханты-Мансийск. ХМАО-Югра)

Картинная галерея Фонда Поколений Ханты-Мансийского автономного округа в начале своего создания занимала выставочный зал Центра Искусств для одарённых детей Севера. 

Фото:  regnum. ru. Центр искусств для одаренных детей Севера, город Ханты-Мансийск.
Фото: regnum. ru. Центр искусств для одаренных детей Севера, город Ханты-Мансийск.

Собрание художественных произведений галереи  было сформировано по программе: "Раритеты и художественные ценности».

В 2005 году экспозиция картинной галереи разместилась в специально

Фото: Яндекс. Карты.   Художественная галерея фонда Поколений, ныне Государственный художественный музей. Город Ханты-Мансийск.
Фото: Яндекс. Карты. Художественная галерея фонда Поколений, ныне Государственный художественный музей. Город Ханты-Мансийск.

построенном и оборудованом здании. 

В последующее время здание и фонды галереи, наряду с другими музейными объектами вошли в состав нового учреждения: Государственный художественный музей. 

Особую ценность и интерес представляют иконы XV-XVI веков, произведения И.К. Айвазовского, И.И. Левитана, И.Е. Репина, В.И.Сурикова и многих других выдающихся художников. В том числе В.М.Васнецов.

Виктор Михайлович был разносторонне одарённым человеком. Им были расписаны Владимирский собор в Киеве, украшен Храм Воскресения в Санкт-Петербурге, а также Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне в Москве. Он же проявил себя как талантливый архитектор, идеи которого воплощены в строительстве здания Государственной Третьяковской галереи, им спроектированы особняки, памятники, церкви. В.М.Васнецов достойный представитель монументальной живописи и стиля модерн. 

В экспозиции музея в Ханты-Мансийске встречаем и его творение, наших давних знакомых - "Древних людей из... этажерки". 

Помните, что Виктор Михайлович Васнецов получил заказ от представителей Исторического музея Москвы на панно, которое должно показать жизнь людей древнего мира.

«Изображая людей каменного века, — писал художник, — я провидел в них предков наших древних вятичей. Писал я их вовсе не по книгам, не по материалам раскопок, а по внутренней догадке, по своему чутью. Может быть, и присочинил что, добавил и даже исказил, но всё это шло от моего понимания и чувства прошлого».

Художником была проведена большая подготовительная работа: созданы зарисовки, рисунки, этюды. Васнецов сделал множество предварительных набросков с натуры. Когда были выполнены эскизы в натуральную величину, художник приступил к живописи, писал он маслом на отдельных холстах. 

Графический триптих В.Васнецова «Каменный век» (эскизы): «Добывание огня и ловля рыбы. Обработка шкур. Охота на мамонта (Западня)» (1883) представлен в

Фото: ugra-tv.ru
Фото: ugra-tv.ru

Государственном художественном музее (г.Ханты-Мансийск). 

Долгое время триптих находился в частном собрании в Стокгольме. 

В 1997 году он был выкуплен и отреставрирован для формирующейся в то время коллекции русского искусства картинной галереи Фонда Поколений Ханты-Мансийского автономного округа. Триптих В.М.Васнецова который является самодостаточным произведением графического искусства снова вернулся в Россию.

Литература

Аптекарь М. Русская историческая живопись. М.;Л.: Искусство, 1939.  

Мамонтов В.С. Воспоминания о русских художниках. М.: Академия художеств СССР, 1974.

Осокин В.Н. В.Васнецов.