На ТВ запрещено даже называть политстрой Владимира Путина. Насчет обсуждения и не говорю. А сеть - зона свободы, здесь можно разбираться со смыслами явлений.
Почему название политического строя так важно? Строй определяет его исторический потенциал, а также исход противостояния России с Западом. А от этого исхода зависит судьба каждого из нас.
(P. S. Анонс самой популярной подборки! Для тех, кто хочет услышать конкретные фамилии Иуд России. Имена Иуд-предателей России можно прочитать в подборке "Список Иуд России". Там 150 фамилий Иуд нашей Родины.
Там удивительные имена!)
Путинская политическая система подробно мною проанализирована в книжке "Путин против либерального болота. Как сохранить Россию". Опубликована в 2014 году.
В канале выкладываю по одной главе каждые три дня. Возможно иногда смещение на один день. В названии статьи указан порядковый номер главы. На обложке статьи фотография Владимира Владимировича.
Номер главы, к которой называется политстрой Владимира Путина можно найти в финале этого текста.
Еще ни один читатель не угадал название политстроя. А пытались его правильно назвать в сотне комментариев. По это причине дам пару подсказок.
- За последние десятилетия название политстроя по ТВ мне слышать вообще не доводилось.
- Название политического строя Путина укладывается всего лишь в единственное слово.
С Богом!
Глава 6
Первая имперская модернизация
Почему русские быстро ездят? Потому что постоянно опаздывают.
Юмористический календарь
Допетровье
Из третьего тысячелетия хорошо виден смысл прежних веков. Вспомним, куда шагала наша история по ступенькам столетий.
XVI век. Рубежный. Век великого перелома. Русь становится полиэтнической державой Россия. Через колено опричнины Грозный ломает политический хребет боярству, приучает элиту к царскому самовластию.
XVII век. Бунташный. Бурлит, шумит наш Вавилон, набирает мощи.
XVIII век. Имперский. Петр регулярным государством ищет оптимальную политическую организацию для многоязыкой страны. Утверждается державный смысл России – объединение ста народов в единую российскую цивилизацию, чтоб не пропасть поодиночке.
Почему семнадцатый век в истории России прослыл бунташным? Полиэтническая и многоконфессиональная по содержанию страна (русские, татары и прочие народы) еще не нашла своей политической формы, вот и разбойничает от неустроенности. Приходит Петр Первый. Россия надевает мундир Табели о рангах, входит в берега регулярного имперского государства и уже к концу восемнадцатого века утихомиривается. Вскоре создаются министерства, появляется тайная полиция и Пушкин, расцветают искусства – начинается золотой XIX век. Кстати, был свой бунташный, предимперский век и в истории Древнего Рима, и только приход цезарей покончил с восстаниями и гражданскими войнами Рима республиканского, Рима переломного, Рима первого века до н. э.
Начиная с Грозного, боярство постоянно предается польскому соблазну, евросвобод оно желает, а не самовластия. Сильный правитель – Застой – Смута. Иван Грозный – Федор Иванович – Годунов – Смута. Узнаете цикл? Он еще не раз повторится в нашей истории. Александр III – Николай I – Керенский – гражданская война. Сталин – Брежнев – Горбачев – перестроечный развал. И каждый раз все начинается с застойной деградации власти, продолжается предательством элиты, химерически мечтающей о западных свободах, а завершается раздраем и очередной спасительной вертикалью. Польский соблазн вечно у наших бояр перед глазами. Причем нашим боярам одной западной свободы мало – на том же Западе она всегда подразумевает ответственность. Нет, нашим боярам нужна западная свобода плюс российская вседозволенность. Только так им любо. Вот и ходим по кругу модернизация-застой-развал.
Тот же Борис Годунов – боярин второй полусотни, управленец уровня секретаря обкома, умный хитрый, но без харизмы и царской хватки. Раз такой в царях, то все позволено. Вот и закружили воронами над Русью Лжедмитрии. А тут боярство возжелало евросвобод, народ захотел воли – и понеслось!
Лишь нахлебавшись унижений, претерпев поляков, куражившихся в Кремле, народ привычно потянулся к дубине, дабы вылечить свое же боярство от евромечтаний и вновь водрузить над предательской элитой царя. Смута – это цветная революция начала XVII века, разумеется, поддержанная Западом, но в итоге все-таки задавленная патриотами.
Весь XVII век страна бурлит, бунтует, расширяется, движется на юг и восток, воссоединяется с Украиной, набирается сил. Славянский мир объединяется, добавляет себе силы Азии, чтобы в итоге набрать невиданную мощь. Впереди три века побед, но природная державная стать еще не найдена, отстала Россия и экономически. В Европе еще со времен Данте вовсю работают мануфактуры, усердствуют Страдивари и ремесленники, в общем, европейцы уже готовятся кофе попивать по утрам, а бородатая и лапотная Россия прозябает на своем евразийском отшибе и даже выхода к морю не имеет.
На историческом перепутье перед ней стоит камень, а надпись на камне предлагает только два пути: или модернизация, или – в туземцы. Или трудная дорога развития, или беззаботный путь в никуда. И третьего пути не дано.
Похищение Европы
Петр… На этом камне история воздвигла царство российское.
XVI и XVII века. Напомним о том, что в это время Запад стремительно создает свою глобальную колониальную систему. Мир разделяется на метрополии и колонии, на бремя белого человека и индейцев, европейцы подсчитывают барыши, туземцы поют «Чунга-Чанга». Махровым цветом расцветает работорговля, начинается время первоначального накопления капитала, в феодальном мире стремительно вызревает капитализм.
России предстояло догнать и перегнать Старый Свет или согласиться на роль его третьесортной окраины.
Петр Великий ответил на вызов времени тремя золотыми правилами, ставшими заповедями всех наших успешных модернизаторов-прогрессистов.
1. Техническая модернизация под Запад (сателлитность).
2. Бытие своей особой цивилизацией (альтернативность).
3. Опора на имперскую систему власти (организационная самобытность).
Техническая, формационная модернизация России проводилась Петром через евроэлиту, но с сохранением культурной, цивилизационной особости народа и с помощью евразийской политической традиции.
Особая тема – европеизированная петровская элита, дворянство, опорный класс самодержца, «птенцы гнезда Петрова» в «трудах державства» и создавшие нашу базовую империю. Под тяжелой дланью царя-реформатора элита модернизацию провела, но по своей сути она была полупредательская, с восхищением глядящая на Запад, в любой момент готовая смыться в Париж вечерней лошадью. Европу со всеми тамошними достижениями Петр через новую прозападную элиту похитил, но отныне ее представители всегда будут ощущать себя в России засланцами-прогрессорами, выполняющими задание на дикой феодальной планете и порой кокетничающими перед женами, мол, черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом. В итоге наша европеизированная элита и сковырнет царя, но до той поры еще целых два века.
Пока же Петр загоняет евразийский Вавилон в регулярное государство с западной культурой (формой) для элиты. Полиэтническое вино нужно наливать в крепкую имперскую бочку – евразийскую безбрежность загоняют в петровский мундир. Для застоя достаточно простого царского самовластья. Для развития страны этого мало, чтобы страну-континент поднять на дыбы требуется регулярное имперское государство с коллегиями (будущими министерствами), газетами, вплоть до имперского балета в скором будущем.
С помощью Петра Россия повторяет фантастический трюк барона Мюнхгаузена. Ухватившись за властную вертикаль, как за волосы, самодержец вытаскивает из болота средневековья элиту вместе со страной. Точка опоры здесь – воля и разум самодержца. А что есть политическая воля? Воля – это способность настаивать на собственном в пику внешнему. Воля – это желание жить вопреки, когда все дружно тащат в могилу. Тогда у российского государства таковая воля нашлась.
Петр находит оправдание для имперской формы (держимордному мундиру) в модернизационной цели. Проводится модернизация во спасение. Через системное реформирование решается проблема выживания в схватке цивилизаций. Копье вертикали безжалостно поражает дракона средневековья. Если Иван Грозный просто рубился за власть с боярами-олигархами, утверждая спасительную идею самовластия в стране с разношерстной элитой, то Петр использовал военно-полицейско-державную вертикаль уже для целей цивилизационного выживания. Чем расплатилась наша цивилизация? Русью. Смерть культуры есть плата за сохранение стержневой империи в схватке цивилизаций.
Самовластная система Чингисхана плюс еврокультурная элита в сумме дали мощную Российскую империю. Евроэлита + азиатское самовластие – вот отныне наша формула, именно с Петра правительство у нас лучший европеец в преимущественно азиатской стране. Теперь у нас впереди три столетия побед, роста, расширения, триумфов. Три века будет бить копытами и нависать над Европой и Азией наш евразийский кентавр. С тяжелой руки Петра на карте мира появляется невиданная, непредусмотренная историей страна. Телом – Азия, а душой – Европа, с евразийским народом, но с европейской элитой. Взорвется заложенная Петром бомба – два народа в одной стране – только в самом конце века двадцатого, когда мы заплатим за свой прорыв в будущее расчленением России на Нью-Рашу и Рашу.
Тема предательской природы нашей элиты столь важна, что нельзя о ней не поговорить подробней. Пятая колонна в собственной стране. Прозападная свободолюбивая прослойка в природной империи. Речь, как вы понимаете, идет о нашей замечательной элите. Петр Первый создавал российскую европеизированную элиту как инструмент модернизации, опору трона в его противостоянии тому же Западу. Удалось. Но с той поры наша элита становится в значительной степени антироссийской. Свой еврокафтан она принимает за собственную душу. Язык ее отныне французский, романы и моды ей везут из Парижа, элита превращается в отдельный народ, правда, еще без отдельной страны. Во время войны 1812 года бывали случаи, когда русских офицеров насаживали на вилы русские же крестьяне. А ты, чай, не в Петергофе, не болтай по-французски в еловой чаще!
Апофеоз цивилизационного диссидентства и предательства – Чаадаев. Впрочем, после декабристов порой даже самые умные и совестливые русские люди заносились в чистые европейцы, которым тошнехонько быть евразийцами-россиянами. Наша вечная мечта – улизнуть в Европы, вывернуться из-под евразийской ноши, бежать от обязательств перед континентом Россия.
Как только в девятнадцатом веке появляется нормальное пароходное и железнодорожное сообщение с Европой, российская элита начинает активно перебираться на Лазурный берег. Вреден север для нее. Зато как полезно жить в субтропическом раю, когда народ горбатится на холодном востоке. Баден-Баден, Ницца – туда бежала элита Российской империи во времена периферийного, окраинного капитализма. И как только мы вернули себе гордое звание третьесортного Запада, как только снова стали периферийным капитализмом и экономическим сателлитом Запада, так наша верхушка с новой силой пустилась в бега на Запад, бросилась обустраивать там заповедные островки архипелага Нью-Раша.
Самые совестливые представители нашей элиты всегда стеснялись этого разделения России на два народа – новорусский, англо-парижский и российский, евразийский. Понимали они, такой разрыв до добра не доведет. Тот же Толстой с его «пахать подано» пусть и капельку комично, но пытался жить народной жизнью, не отрываться от нее. Не помогло. Рвануло. Увы, презрением к собственной родине заразилась и интеллигенция, подцепив эту бациллу у дворянства, что во многом способствовало Февралю семнадцатого.
Только элите одной западности мало для предательства родины. Чужой культуры еще недостаточно, чтобы изменить России. Сегодня он играет джаз, а завтра Родину предаст при еще одном обязательном условии. При Петре Великом таковое второе и обязательное условие христопродавства еще отсутствовало, а вот через два века появилось! О чем речь? Когда продается Родина? Сейчас ответим, узнаем, что доводит элиту до буржуазной революции.
Февраль! Достанем чернил и будем плакать, но перед крахом Российской империи подведем итоги и смыслы петровских преобразований. В мире, разделенном на Запад и туземцев, России можно достойно жить, лишь отстранившись в особое государство-цивилизацию. Модернизация и дистанция, мир и противостояние – вот заветы Петра, опоры, на которых стояли и будут стоять все наши успешные державы. В царствование Петра Великого Россия окончательно формируется как стержневое государство нашей цивилизации, находит свои законченные державные политические формы.
Российский союз Азии и Европы подсказывает Петру гениальное решение: азиатское всевластие царя, вся мощь вертикали направляется на техническую модернизацию российской горизонтали по западным образцам. Наш очередной Чингисхан становится прозападным модернизатором и тем оправдывается перед историей.
То-то удивилась Европа, когда на востоке из лесов и болот вдруг поднялась мощнейшая военная держава.
Февраль длиною в пятьдесят шесть лет
Мы уже хорошо знаем, что одной западной культуры мало для измены родине. Необходимо еще одно важнейшее условие, чтобы человек завербовался в предатели. Вот и присмотримся, когда элита решила «сдать» Российскую империю.
1856 год. Россия терпит героическое поражение в Крымской войне. Неудача показала, насколько мы отстали в деле развития капитализма. В мире уже почти век бушует промышленная революция, и Запад снова заставляет нас шевелиться, тащит за шиворот из очередного застоя, любимейшего состояния российских империй. Так уж повелось: развитие западного капитализма постоянно ставит перед Россией вопрос о догоняющей модернизации и тем порождает наши модернизационные циклы.
Николаевская Россия в основном проедала еще петровское наследие, как мы сейчас проедаем советское. Крепостничество, мануфактуры вокруг, застой-отстой. А Запад не дремлет, там уже дымят фабрики, крутятся паровые машины, парусники готовятся занять места в музеях. В 1856 году Эдисону и Беллу уже по девять лет, они грамоту учат, готовятся изобрести лампочку накаливания и телефон. Кряхтя, Россия начинает подумывать об очередной догоняющей модернизации.
19 февраля 1861 года Александр II подписывает Манифест об отмене крепостного права. Прогресс? Да. Смертный приговор самодержавию? Без сомнения. Стартует буржуазная модернизация природной державы. Открывается путь к развитию капитализма в России. Похороны царизма объявлены. Отрезок истории февраль 1861 года – Февраль 1917 года есть для Российской империи один сплошной самоубийственный буржуазный Февраль длинною в 56 лет. Февраль 1861-го – это дата рождения буржуазной империи, а февраль 1917 – дата смерти, так они и выбиты на могильной плите, эти две крайние точки единого процесса самоуничтожения России.
Проверим данный тезис.
Российская империя начиналась с петровской модернизации. Успешной, триумфальной, системообразующей. И закончилась царской капиталистической модернизацией второй половины XIX века. Успешной экономически и смертельной, финальной политически. Вспомним, как была проведена и чем завершилась царская самоубийственная либеральная модернизация.
Начал реформу Александр II Освободитель не ради шутки, а для преодоления нашего очередного отставания. Переворот при нем произошел глобальный: проводились судебные, военные, организационные, экономические, земские реформы, менялась система образования и прочая, прочая. Собственник все уверенней начинает себя чувствовать средь русских равнин, начинается стремительное развитие капитализма в России. И понемногу в капитализм втягиваются крупные чиновники, а высшие сановники не без удовольствия начинают участвовать в акционерных прожектах.
В общем, свобода и воля расцвела в России, но заканчиваются они у нас всегда смертоубийствами, а в данном случае народовольцы убили самого Александра Освободителя. Так оборвалась юность буржуазной империи.
Александр III Миротворец либеральные игры пресек, издал манифест о незыблемости самодержавия, укрепил вертикаль, провел политическую заморозку, но в целом продолжил промышленное развитие страны – сеть железных дорог расширяется, буржуазный уклад в экономике укрепляется, ВВП растет, бурно развивается промышленность Новороссии и Донбасса. Если время Освободителя есть «ельцинская» эпоха XIX века, период общественных, политических и экономических преобразований, время либерализма, начального капитализма и «грабительской приватизации», то Миротворец осуществил укрепление вертикали, государственности, направил усилия на стабилизацию государственной системы через укрепление экономики и заморозку политики. Перед нами зрелость капиталистической авторитарной державы. Впереди царствование Николая Второго – старость буржуазной империи и закономерная смерть.
Экономические достижения царствования Николая Второго впечатляют. Вводится золотой стандарт рубля, раздаются концессии, к нам хлынул западный капитал, инвестиции текут рекой, производство угля и стали стремительно растет, усиленно строятся железные дороги. Капитализм в России бурлит, расцветает. И это конец. Приговор державе.
Буржуазии демократию подавай, конституцию, защиту прав и свобод собственника. К тому же буржуазия приходит не одна, она порождает неизбежно рабочий класс, а тот дружит со здоровенным Призраком, бродящим по Европе. Призрак же не любит ни царей, ни толстосумов, и при первой возможности готов свернуть шеи всем.
1905 год. Первая революция. Буржуазия и Призрак проверяют царя на прочность. Объявляется демократия, открывается Государственная дума, что живо напомнило 1789 год, когда Людовик XVI на свою голову постановил созвать Генеральные штаты. Все. Джин буржуазной демократии выпущен из бутылки. Начинается своеобразная царская гласность и перестройка. Не сносить теперь царю головы.
А что делать? Буржуазная империя всегда мечется между Сциллой капитализма, рвущегося через демократию к власти, и Харибдой отсталости. Авторитарный лидер пытается и капитал приобрести, и государственность соблюсти. Что невозможно в принципе. Царизм уткнулся в неразрешимое в буржуазной империи противоречие: для развития промышленности, устроения армии он вынужден развивать капитализм, а тот, нарастив финансовые бицепсы, требует демократии (власти буржуазии), а это уже мгновенная смерть для природной полиэтнической державы.
Запомним этот безотказный способ охоты на империи, можно даже взять карандаш и нарисовать мышеловку для имперских динозавров. Устроена она чрезвычайно просто: авторитарная власть простодушно хватает буржуазный сыр, модернизирует страну через капитализм, а тот, набравшись сил, устраивает царизму Февраль или похожую цветную пакость. Так что уничтожить большую авторитарную полиэтническую страну достаточно просто. Надо элиту соблазнить частной собственностью. Наживка действует безотказно. Элита хватает собственность, не может противится инстинкту, до конца не понимая, что попался коготок элиты в капкан буржуазной собственности, и всей имперской птичке конец, будь ты хоть орлом, хоть двуглавым. Процесс буржуазного разложения полиэтнической авторитарной страны пошел! Элита, обуржуазившись, обязательно потребует гарантий собственности, а их ей может дать только власть собственников, только буржуазная демократия, и поэтому царь в такой стране исторически обречен.
Помните, речь шла о втором обязательном условии предательства российской элиты (первое – западная культура)? Мы сейчас его сформулировали. Одной западной культуры мало, чтобы элита предала Россию. Частная собственность, чековая книжка – вот договор с антироссийским дьяволом. Взял чиновник акции, прихватил фабричку: все, теперь он не царев слуга, а цивилизационный предатель. Он капиталу теперь служит, а не отчизне, и всегда ее предаст ради своей священной собственности. И вот уже представитель российской элиты кривит губы на наши чахлые осины, и видит себя теперь исключительно под пальмами в гамаке, а Россию, соответственно, в гробу.
По историческим стандартам и лекалам, в 1917 году Россию ожидал конец Австро-Венгрии – расчленение на множество слабых, зависимых национальных республик. Но цивилизация умнее своих империй, ее народы не хотят в туземцы, поэтому история и ищет способы выживания цивилизаций, иногда придумывая совершенно неожиданные и гениальные ходы. История творит, играет, пробует, хватается то за национальную идею, то за интернациональную, то за социальную, и иногда ее эксперименты дают результаты невиданные.
Был ли выход у царизма? Мог ли он уберечь себя, сохранить Российскую империю? Да! Более того, спасительное решение было хорошо известно и сформулировано одним выдающимся российским интеллектуалом еще во второй половине девятнадцатого века. Когда в заключительной части нашего путешествия мы будем искать чудесный рецепт спасения капиталистической России, имя этого непризнанного русского пророка будет обязательно озвучено.
Пока же у нас на носу первый российский Февраль. Царизм простодушно развивает капитализм, высшие чиновники разъезжают по Ниццам, помещики и капиталисты жуют рябчиков с ананасами. Низам кажется, что у трона сложился нерушимый союз царя с капиталистами, что править они будут вечно, и народ уже никогда не дождется слома сгнившей державы, а в это время в терновом венце революций грядет семнадцатый год. Революции ведь не для счастья делаются, а ради спасения цивилизации.
Капитализм играет для природных империй роль покупающего душу черта. Нечистый готов услужить, исполнить любые экономические желания. Вам создать промышленность? Поднялись заводы! Современную армию? Ноу проблем! И уже побеждены турки, освобождены Балканы, вот только наступает неизбежный Февраль, и буржуазный черт является за своей законной платой.
Звучит буржуазный выстрел в висок державы – это грянул Февраль 17-го. Обуржуазившаяся элита предает царя. Царские олигархи, кормившиеся с руки самодержца, швыряют его в узилище. Капиталисты приходят к власти. И сразу же страна начинает распадаться.
Конец российской истории? Нет, еще не конец! Есть еще и имперский порох в пороховницах, и воля сопротивляться еврособлазнам. Российский гений включает собранный на ходу механизм выживания нашей цивилизации.
Имперская матрешка
Держава погибла? Да здравствует держава!
Наша история врубает на полную мощность механизм эстафетных империй как единственный способ выживания всей российской цивилизации в эпоху торжества капитализма.
Без стержневого государства цивилизации живется не сладко, соседи ее обижают, спихивают в туземство. Вот и Русскому миру, после краха Российской империи, пришлось срочно сочинять империю новую, эстафетную, вменяемую, дабы приноровиться к историческому моменту. Державная система по своей природе есть штука сильная, но консервативная, склонная к стабильности и застою. В динамичном мире авторитарное государство отстает от прогресса буквально за несколько десятилетий, вот и приходится цивилизации через механизм эстафетных империй уничтожать государство застойное, а на его место возводить очередной Вавилон. Модернизация – Застой – Смута. Империя – Средневековье – Демократия. От Грозного до Ельцина мы ходим по привычному кругу. Разумеется, очередная наша эстафетная матрешка всегда себя выдает за венец российской истории, но стоит поменяться эпохе, начаться новому циклу и вновь памятники летят с пьедесталов по всей Северной Евразии.
Цивилизация мудрее государства. Если элита деградировала, если она не в состоянии ответить на вызовы времени, провести модернизацию, покончить с феодализмом, тогда цивилизация безжалостно расправляется с такой страной и начинает набор в новую динамичную, патриотичную и моральную элиту. Не нашлось такой? Тогда не обижайтесь, надевайте венки на голову и пляшите вокруг костра перед колонизаторами.
В начале двадцатого века Российская держава росла, расцветала, казалось, не будет ей предела. Так считали многие, но… В 1917 году российский буржуазный Февраль длинною в пятьдесят шесть лет закончился. И цивилизация тут же включает механизм эстафетных империй.
Февраль. Буржуазное выключение империи.
Октябрь. Пролетарское включение очередной нашей империи. Ленин перехватывает эстафетный скипетр, который так неосторожно обронил Николай Второй.
ПС
Политстрой Путина, а точнее его название опубликовано в двадцать четвертой главе книги, о которой шла речь в начале этой статьи. В сети книжка есть. Но я бы рекомендовал не пропустить важнейшие смыслы и прочитать все главы.