С наступлением подросткового возраста (14-15 лет) тема профессионального выбора все чаще начинает возникать в умах родителей. И только в возрасте 16-17 лет подросток самостоятельно и серьезно задумывается о вопросе будущей профессии (так считается в психологии) потому, что этот возрастной период направлен на самоопределение, что в немалой степени связано с личностным становлением и переходом во взрослую жизнь.
ПОЧЕМУ РОДИТЕЛИ «ВКЛЮЧЕНЫ» В ТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА РЕБЕНКА?
- получают возможность еще раз «прожить» ситуацию профессионального выбора;
- понимают взаимосвязь выбора профессии с дальнейшей взрослой жизнью (материальное благополучие; общее удовлетворение своей жизнью; социальный статус; перспективы развития своего рода и т.д.) их ребенка;
- получают вероятную возможность самореализации (не сбывшиеся мечты) через своего ребенка.
Иными словами, достаточно часто ПРОИСХОДИТ ПЕРЕНОС СВОЕГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА НА РЕБЕНКА.
В ЧЕМ ОСНОВНАЯ ОШИБКА РОДИТЕЛЕЙ
Выбирают профессию (по предполагаемой оплате труда, затрате времени, близости от места проживания, социального статуса и многое другое). Затем пытаются «подогнать» ребенка под необходимые профессиональные требования без учета его индивидуально-личностных особенностей. Иногда необходимые навыки начинают формировать еще в детский период своего сына или дочери направляя их в «нужные» спортивные секции, студии, кружки и т.д. Ребенок развивается, получает информацию и это положительно сказывается на его общем формировании. Однако, очень важно, при этом, НЕ НАВЯЗЫВАТЬ свое родительское мнение о сверхценности выбранного занятия.
СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ПОДРОСТКА
Как правило, большее внимание уделяется развитию так называемых, сильных сторон ребенка (склонность к рисованию, пению, к занятиям тем или иным видом спорта) при этом «слабые» стороны ребенка (подвижность; стремление к уединению; разговорчивость; молчаливость и многое другое) предпочитают исправить. Мало кто, при этом задумывается о том, что профессия - это союз индивидуальных особенностей человека и навыков выполнения каких-либо трудовых операций. Если человек по своей природе двигательно активен, склонен к частой смене видов деятельности, коммуникабелен, то быть успешным в монотонной, однообразной работе ему будет сложно. И наоборот, человек предпочитающий уединенный образ жизни, дозированно поддерживающий социальные контакты вряд ли получит удовольствие от профессии, связанной с необходимостью постоянно находиться среди большого количества людей, ожидающих общения с ним.
ТРЕБОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА
Часто слышу от родителей о необходимости ориентироваться на требования рынка труда при выборе профессии. Странное решение, по моему мнению, т.к. рынок труда, во-первых, уже десятки лет отличается своей нестабильностью, а во-вторых, постоянно обновляется. За последние 10-15 лет большую популярность приобрели такие профессии как мастер маникюра, броудизайнер (бровист), кальянщик, бариста, IT технологии (программист), нутрициолог, профориентолог и много других специальностей большая часть, которых относится к сфере услуг и в официальных источниках о рынке труда упоминаются редко. Не учитывать данный факт, на мой взгляд не осмотрительно.
ВЫВОД
- НЕ пытайтесь реализовать ваши не сбывшиеся мечты через ребенка;
- НЕ навязывайте ребенку свой жизненный опыт и страхи.
- ОПИРАЙТЕСЬ на индивидуальные особенности ребенка;
- ЗНАКОМЬТЕСЬ с профессиональными «новинками» на рынке труда.
Счастья и благополучия вам мои читатели. С благодарностью приму ваши комментарии. Приглашаю Вас подписаться на мой канал «Психология без границ», где мы сможем легко и откровенно обсуждать серьезные вопросы.
Прием oflain (личный) проводится в городах Москва и Челябинск onlain (инет ресурсы) без территориальных ограничений
Предварительная запись на консультацию в сообщении
WhatsApp или по телефону 8 (919) 128-31-61