Джорджетто Джуджаро называют дизайнером, оказавшим наибольшее влияние на современную автомобильную промышленность, под его началом были созданы самые разные автомобили — от обычных хэтчбеков до эксклюзивных суперкаров.
Легендарного итальянского дизайнера обычно вспоминают, когда разговор заходит о первом Volkswagen Golf , BMW M1 и Fiat Panda , однако его коллекция работ насчитывает несколько сотен различных моделей. Подсчитано, что почти за 50 лет, что Джуджаро возглавлял Italdesign, компания разработала более 100 концепт-каров и 300 серийных автомобилей, из которых было продано более 60 миллионов единиц.
«Когда дело доходит до критериев прекрасного дизайна, пропорции стоят на первом месте. Это всегда что-то вроде математической игры», — сказал гений дизайна.
Главный конструктор в 22 года
Он начал свое знакомство с автомобильным миром в возрасте 17 лет, когда его пригласили в Centro Stile Fiat. До этого он не интересовался автомобилями и хотел пойти по стопам отца и стать художником.
В составе большой команды он быстро набирался опыта, но ни одно его предложение не было одобрено. Все поменялось в 1958 году, когда на автошоу в Турине, где Нуччио Бертоне увидел его наброски и решил переманить талантливого юношу. Вот так Джуджаро в возрасте 22 лет стал главным дизайнером одной из ведущих студий Италии.
Первым автомобилем, который он разработал, было купе Alfa Romeo 2000/2600 Sprint. Всего за шесть лет Джуджаро создал более 20 успешных проектов, среди которых можно упомянуть Giulia Sprint GT , Fiat 850 , Fiat Dino , Chevrolet Corvair Testudo, Alfa Romeo Canguro и BMW 3200CS , и тем самым помог студии Bertone провозгласить себя лидером дизайна.
В 1965 году наступил поворотный момент - Джуджаро перешел в Ghia . Алехандро де Томазо (управляющий компанией в то время), не очень хорошо ладил с Джорджетто, но им все же удалось разработать несколько впечатляющих в то время моделей: De Tomaso Mangusta и Maserati Ghibli. Нос в форме акулы, покатая линия крыши и довольно агрессивный дизайн очень впечатлял в 1966 году.
Italdesign
Однако и там Джуджаро не задержался – он покинул Ghia в 1967 году. Через год он решил основать в Турине собственную компанию Italdesign. Со временем эта компания начала производить больше, чем просто автомобили, создавая дизайн и мотоциклам, бытовой технике и так далее.
Italdesign отличался от конкурентов тем, что создавал как дизайн, так и прототипы, а также предоставлял услуги по проектированию и тестированию, так что все, что оставалось делать автопроизводителям - это наладить производство. Методы работы Джуджаро были нетрадиционными. Его уникальной чертой было то, что он мог очень быстро придумать основную идею. Кроме того, ему не нужно было переносить придуманные им конструкции в глиняные модели - он назвал этот процесс пустой тратой времени, если только не нужно было проводить испытания в аэродинамической трубе. Его компания предпочитала делать прототипы из стали, если только клиенты не платили за корпус из углеродного волокна.
С наступлением эпохи "Wedge" (клиновидного дизайна) в 1972 году они создали привлекающий внимание прототип Lotus Esprit . Чуть позже появились Maserati Merak и концепт-кар Boomerang, удивившие всех своими четкими линиями. Вскоре этот стиль переняли и другие компании.
1973-1976 годы были, пожалуй, самыми продуктивными годами компании, когда за относительно короткий промежуток времени было выпущено несколько очень успешных моделей от разных производителей: Alfa Romeo GTV и Alfasud Sprint , Volkswagen Golf , Passat и Scirocco , а также Maserati Quattroporte. Это был зенит карьеры Джорджетто Джуджаро.
Вспоминая период, когда он проектировал «Гольф», дизайнер упомянул, что в то время Volkswagen хотел перейти в новую, "пост-жуковую" эру. «Это самая важная машина в моей карьере. Его успех открыл для меня много дверей», — сказал он в 2008 году, отмечая свое 70-летие.
Еще одним довольно ярким этапом стала эра квадратных автомобилей, начавшаяся с выпуска Fiat Panda в 1980 году. Джуджаро сравнил этот маленький автомобиль с джинсами — продуктом, идеально созданным для потребителя, отличающимся минимализмом, аскетизмом и функциональностью. Эта модель продержалась на рынке практически без доработок целых 32 года, и покупатели могли приобрести версии с различными модификациями, в том числе и в версию 4x4. «Учитывая размеры машины, это было лучшее, что мы могли сделать», — сказал Джуджаро.
Однако такие слова редко можно было услышать из его уст. Он всегда отличался перфекционизмом и особенно критично относился к себе и своей работе. Он знал все сильные и слабые стороны разработанных им моделей - где использовались отличные решения, а где были компромиссы.
Хотя среди его более поздних работ можно найти много превосходных дизайнерских примеров, таких как Alfa Romeo Brera (2002 г.), концепт-кар BMW M1 Homage (2008 г.), Fiat Grande Punto (2005 г.) и концепт-кар Ford Mustang (2006 г.) , несомненно, что свои самые успешные модели он создал в 1970-х и 1980-х годах.
Вклад этого маэстро дизайна в историю автомобилей трудно измерить. DeLorean , Fiat Punto, Saab 9000 , Lancia Delta , Alfasud, Audi 80 , BMW M1, Maserati Bora — вот лишь несколько его работ, ставших классикой и приобретших статус культовых автомобилей.
Однажды он сказал: «Я проектировал автомобили для всех крупных компаний, кроме Honda, и однажды я это сделаю». Однако время показало, что ему так и не довелось поработать с этим японским брендом. В 2010 году Audi, дочерняя компания Volkswagen, приобрела 90% акций Italdesign, а в середине 2015 года было объявлено, что Джуджаро покидает компанию, которую он основал, чтобы посвятить больше времени своим личным интересам, поэтому он и его сын Фабрицио продали оставшиеся акции немцам.