На огромный исторический город может быть самый разный взгляд. Историк смотрит так, градостроитель эдак, политик (нынешний) – никак. А я – литератор, частый гость дорогого для меня Питера, хочу бросить беглый туристский взгляд.
Город начинается с вокзала, с привокзальной площади. Она- самая неудобная из всех, виденных на свете.
Если вам надо на метро – нет проблем, если же на главную магистраль - Невский проспект или, скажем, улицу Восстания, надо проделать огромный путь с вещами и оживлёнными переходами круголя – или мимо гостиницы «Октябрьская» - направо или налево – мимо старого корпуса «Октябрьской» (теперь как-то по-другому). Выход реальный один, как во всех нормальных туристских центрах – подземный переход. Вокзал-красавец Нюгати (западный) в Будапеште встречает светлым переходом, где и киоски, и ларьки, и даже винный погребок, и вход в огромный торговый центр. Подземный город для удобства. В СПб на это не решится ни один губернатор – несколько лет со срывом сроков строительства, с миллионами проклятий – конец карьере!
Кстати, смешно: в самом здании вокзала - схема маршрутов, устаревшая десять лет назад – с Житомиром и Киевом. А - плевать!
Все проклинали губернатора Беглова за неубранные улицы даже в центре, сосульки падающие. Но Беглов знал, что Питер – Венеция, хоть и северная. И впрямь всё растаяло. Есть наледи, лужи, но это – пустяки.
Турист глазеет, любуется зданиями. Да, Питер – кладезь. Каждый раз открываешь новое – шедевр архитектуры, доски и памятники. Меня потряс прямо дворец Страхового общества России и доска Ольги Берггольц – особенно в дни с 18 по 27 января. К месту и впечатляюще!
Но в каждый приезд расстраиваешься, что кладезь этот – ветшает. В эту сумрачную пору особенно видно, что главные ансамбли – поддерживают, а чуть вглубь – обшарпанно, не ухоженно, запущенно. Империя и Российская, и Советская столько настроила, что это – просто не удержать в порядке. Если не заставить раскошеливаться: олигарх? – два квартала приведи в порядок. Другого пути – просто нет пока.
Ну что ещё: рестораны с западными названиями – «Шенген» или «Ля… ку-ку» стоят пустые (днём особенно). «Русской кухни» не смог найти, ел суп в «Мясоновской ложе» - ну, стейки и проч. Приценился к водке – 50 грамм за 300 рублей. Для кого этот полуподвал? Ну, и посетителей почти нет. А один мясной ресторанчик был вообще пустой. И ясно: маленький греческий салат в пластмассе – 400 рублей.
Что и впрямь хочется отметить: питерские столовые, особо – с названием «Советские», даже в центре: чисто, вкусно, ухоженно, ДЁШЕВО!
Конечно, поставлено хорошо экскурсионно-музейно-выставочное дело. Есть музейчики по каждой теме. Например, Исаков Валерий Семенович организовал музей «Вещи блокадного Ленинграда». Именно он и попросил Путина «…вернуть в школу то, на чем учились предвоенное, наше поколение и послевоенное поколение». Книги знаменитые и выкинутые. Ну, тут уже дискуссия на ТВ: зачем «Как закалялась сталь»? – не место о ней.
Был в «Книжной лавке писателей» на Невском - тоже на высшем уровне по продуманности, выкладке, с кофейней. Такого книжного - в Москве просто нет!
Ещё один вопиющий недостаток, присущий и Москве: в туристском городе – пропадают названия улиц на угловых домах. Это – вообще пещерность, а в Питере с его строгой планировкой – дикость. Ты доходишь до угла и ничего не понимаешь: где, что? А я побывал в городе не сочтёшь сколько раз, и всё равно теряюсь. А если впервые, с картой? Тут власти города - преступно не дорабатывают – какие такие немыслимые средства на пустяк?!
Вроде, опять меня могут упрекнуть в критиканстве. Но я что же, не могу поделиться живыми впечатлениями.
Да, плохо встречает площадь Московского вокзала, а Ленинградский вокзал столицы– ещё хуже. Какие-то дикие подходы к метро «Комсомольская», с тоннелями, объявлениями, без указателей. А сам вход? Что эти кружочки крохотные имени Артемия Лебедева могут сказать приезжему. Его за эту навигацию с кураторами Метрополитена надо вообще под суд отдавать.
Так что везде хватает проблем, но я, как бывший телевизионщик, возмущён, что всё время отдано Украине (святая тема), но не освещаются насущные проблемы людей, нет вмешательства в жизнь. Где ТВЦ или Москва-24? Боятся критиковать, не трогают команду Собянина. Так же, наверное, и в Питере.