Обсуждаем с егэшниками проблемы образования в рамках подготовки к ЕГЭ. Одиннадцатиклассник и девятиклассница называют одну и ту же проблему - ненужность целого ряда предметов, например, рисования, музыки, ОБЖ. Девятиклассница предлагает сделать эти предметы по выбору ближе к 8 классу, а ученик 11 класса хочет отменить их уже в 5-ом.
Я привожу доводы в пользу этих предметов. Рисование, музыка развивают эмоциональную сферу личности, интеллект и творческие способности, делает из ребенка гармоничную личность. ОБЖ обучает жизненно необходимым навыкам, которые даже могут помочь спасти свою или чужую жизнь. Кроме того, через искусство можно изучать историю, а через технологию биологию или химию. В качестве примера привожу пару исторических картин, которые изображают знаковые события Российской истории - "Утро стрелецкой казни" Сурикова и "Осада Пскова" Брюллова. На что дети, перегруженные школьными занятиями, рассказали мне, как на самом деле проходят уроки рисования, музыки, технологии и ОБЖ в школе.
На ИЗО они ни разу не изучали картины, не рассматривали их, они просто рисуют, причём их не учат, КАК рисовать. На музыке чаще всего пишут про композиторов и произведения, а не слушают музыку. ОБЖ - скучнейший предмет, где тоже всё ограничивается переписыванием учебника, хотя именно в этом предмете очень важны практические навыки. На технологии многие виды работ запрещены правилами безопасности. Какое там изучение биологии через технологию, если даже цветок на клумбу запрещено сажать по каким-то правилам безопасности и запрета использования детского труда! В общем, эти предметы только отнимают у детей время.
Я привела ещё один аргумент в пользу этих дисциплин. Как дети выберут изучение этих предметов в 5 классе, если им не предложить узнать их? Большинство детей ленивы и по возможности выберут не учить дисциплины, которые необязательны для изучения. Чтобы ребенок понял, что ему действительно интересно, он должен попробовать это. И тут мои ученики незаметно для самих себя подошли к мысли, что не отменять нужно предметы, а менять саму систему образования. Да, они бы с радостью ходили на ИЗО, где можно было бы совершить реальный или виртуальный поход в картинную галерею, узнать интересные факты о художниках и истории создания картин. Где бы их научили рисовать, пусть даже картины по номерам. И на музыке бы с радостью поприсутствовали, если бы там рассказывали про разные стили, направления, пели бы песни, которые действительно нравятся детям, и может быть научили миксовать музыку, как диджеи. И ОБЖ не казался бы ненужным, если бы там реально учили чему-то полезному на практике.
Ребята сами как-то подошли к мысли, что дело не в предметах, а в качестве их преподавания. Неинтересное кажется напрасной тратой времени. Тем временем, большинство моих учеников до 5 класса называют любимыми предметами в школе именно ИЗО, технологию, музыку и физккльтуру. Это понятно, так как у детей младшего возраста сильна тяга к творчеству, они любят движение, плюс эти предметы позволяют отдохнуть, переключиться с более сложных предметов.
Когда же детям становятся неинтересны и неважны эти предметы? А как раз в средней школе, когда возрастает нагрузка по другим дисциплинам, а уроки музыки и ИЗО становятся рутинным переписыванием информации из учебников. То есть их не отменять нужно, и не по выбору делать, а в целом менять подход к преподаванию, и может быть, к оцениванию.
Моя девятиклассница заканчивает художественную школу и имеет разряд по плаванию. Тренировки каждый день плюс художка по 3 часа три раза в неделю. Девочка почти не спит, но при этом ещё и отличница. Вот ЕГЭ по английскому хочет в 10 классе сдать, не знаю, разрешат ли. В общем, она сказала, что дети, которые занимаются музыкой, рисованием и спортом вне школы должны иметь выбор не ходить на эти предметы. Я согласна, но как быть с теми, кто в силу неразвитости и лени так и не узнает, нравится ему музыка и искусство или нет? Искусство - вещь тонкая, к нему нужно приучать. Школьные предметы хотя бы немного приоткрывают окно в мир искусства, формируют эмоциональную сферу ученика. Я убеждена, что они не должны быть по выбору. А вы как думаете?