В июле 2008 года одна из улиц нового микрорайона в Восточном административном округе Тюмени была названа именем Михаила Сперанского. Она начинается во втором Тюменском микрорайоне, проходит через ЖК Ямальский, прерывается новой многополосной улицей Монтажников и заканчивается в жилищном комплексе «Видный». На всем своем протяжении улица Сперанского параллельна Объездной автодороге (Федюнинского), на правой стороне – торговые центры, рынки, автосалоны, по левой – жилые многоэтажки.
Сперанский Михаил Михайлович (1.1.1772-11.2.1839). Видный государственный деятель. Родом из семьи бедного приходского священника. Родился в селе Черкутине (ныне во Владимирской области) в семье священника. В 1791 г. окончил Александро-Невскую семинарию в Петербурге, где был оставлен в качестве преподавателя.
С 1797 г. Сперанский находился на государственной службе, составил несколько проектов преобразований. В 1807 г. он стал статс-секретарём Александра I, в 1808 г. — членом Комиссии составления законов и товарищем (заместителем) министра юстиции. По поручению императора им был написан план государственных реформ (1809 г.). Программа Сперанского предусматривала придание политическому строю формы конституционной монархии: разделение властей, предоставление гражданам ряда прав, создание законодательной Государственной думы, распорядительных окружных и губернских дум и Государственного совета — высшего совещательного органа при императоре. Предполагалась постепенная отмена крепостного права. Осуществились лишь немногие из намеченных мероприятий.
Так, в 1810 г. был учреждён Государственный совет, и Сперанский занял пост государственного секретаря. В 1812 г. из-за обвинения в связях с Наполеоном I реформатор был сослан в Нижний Новгород под надзор полиции, позже — в Пермь. В 1816 г. он стал пензенским гражданским губернатором, 29 августа 1819 года прибыл в Иркутск — город, в котором располагалась резиденция Сибирского генерал-губернатора и вступил в должность хозяина огромной территории.
По поручению императора провел ревизию Сибири. Сперанский чрезвычайно быстро вник в местные проблемы и обстоятельства с помощью провозглашённой им «гласности». Прямое обращение к самому высокому начальству перестало «составлять преступление». Чтобы как-то поправить положение, Сперанский начинает проводить реформы управления краем. «Первым сотрудником» при проведении сибирских преобразований был будущий декабрист Г. С. Батеньков. Он вместе со Сперанским энергично занимался разработкой «Сибирского уложения» — обширного свода реформирования аппарата управления Сибири. Особое значение среди них имели два проекта, утверждённые императором: «Учреждения для управления Сибирских губерний» и «Устав об управлении инородцев». Особенностью явилось предложенное Сперанским новое деление коренного населения Сибири по образу жизни на оседлое, кочевое и бродячее.
Когда князь Куракин, в конце 1796 года при воцарении Павла I, получил должность генерал-прокурора, он предложил Сперанскому отказаться от преподавательской деятельности и служить в его канцелярии. Митрополит, не желая отпускать способного молодого человека на светскую службу, предложил ему принять монашество, открывавшее путь к архиерейскому сану, но Сперанский сделал выбор, круто изменивший его судьбу: 2 января 1797 года он был зачислен в канцелярию генерал-прокурора на должность делопроизводителя с чином титулярного советника.
В период частной секретарской службы Сперанский сблизился с гувернёром молодого князя, немцем Брюкнером. Он был человек резких либеральных мнений, последователь Вольтера и энциклопедистов. Под его влиянием окончательно сложилось то политическое миросозерцание Сперанского, которое потом сказалось в обширных реформаторских планах.
5 апреля 1797 года, всего через три месяца после своего вступления в гражданскую службу, он получил чин коллежского асессора. Восхождение его по служебной лестнице было стремительным. Через девять месяцев, 1 января 1798 года, он был пожалован надворным советником, 18 сентября — коллежским советником, 8 декабря 1799 года — статским советником. Столь быстрое продвижение по службе было связано с уникальными способностями Сперанского, в том числе с его умением разбираться в человеческих характерах и нравиться людям.
Выдающиеся способности делали Сперанского необходимым, и потому его карьера была обеспечена и без обычного в то время искательства, угодливости. Известны факты, доказывающие, что Сперанский умел сохранять нравственную независимость. Свидетельством тому является встреча с П. Х. Обольяниновым, по словам очевидцев, обладавшим деспотичным, грубым и запальчивым нравом.