Ну что ж, из Москвы ранней весны 2022 года перенесёмся в Москву конца ноября того же года. Фактически из зимы – в зиму. Мой визит в столицу был насыщен разными встречами и мероприятиями, включая две презентации моей книги. Но было время и погулять, посмотрев некоторые места, которые я раньше не видел. Поэтому и подбор достопримечательностей будет довольно-таки случайным – от рыночной конторы Мельникова до арт-кластеров в районе Курского вокзала.
Как уже бывало не раз, прямо из аэропорта, с вещами, поехал в музей-читальню имени Н.Ф. Фёдорова, где проходила интересная встреча, посвящённая русскому космизму. Говорили в этот раз об Александре Беляеве.
Выставка о Циолковском. Пока встреча закончилась, стемнело, и я отправился в гостиницу. На следующее утро начал поход по часовой стрелке вдоль Садового кольца, время от времени отклоняясь от него в ту или иную сторону.
В глубине квартала притаилось неприметное здание, являющееся, тем не менее, одной из немногочисленных работ знаменитого К.С. Мельникова – контора Новосухаревского рынка (1927-1929). Вокруг располагался сам рынок, от которого не осталось и следа.
Мельникова часто называют «конструктивистом», но при жизни он с ними даже враждовал. Так что тут слово «конструктивизм» скорее служит для условного обозначения всех авангардных направлений в архитектуре.
Пересёк Садовое кольцо с какой-то заснеженной скульптурной композицией (кажется, рекламной).
Этот дом протянулся от улицы Гиляровского до проспекта Мира. Он построен в 1937-1944 гг. для Наркомсвязи. Фасадом выходит не на улицу, а в скверик: это объясняется тем, что по Генеральному плану 1935 г. тут должна была пройти магистраль, дублирующая Садовое кольцо, от Площади Трёх вокзалов к Белорусскому вокзалу. Но её так и не проложили.
Улица Большая Спасская.
Дом, где жил в детстве и юности (после переезда в Москву из костромской деревни) будущий философ Александр Зиновьев. Никакой мемориальной доски нет, даже к 100-летию мыслителя этим не озаботились.
Прошёл по Докучаеву переулку.
Пересёк проспект Сахарова. Впереди – конструктивистское здание Наркомзема архитектора Щусева, а слева – управление госимущества по г. Москве (1970-е годы).
Орликов переулок.
Здание РЖД на углу Садового кольца и Новой Басманной. Выглядит как типичный памятник конструктивизма, но в основе это Запасный дворец середины 18 века, перестроенный в 1930-х годах.
По Покровке свернул направо, к центру.
На Лялиной площади недавно установили памятник Маршаку. Но под снегом не разглядишь особо.
Имена поэтов, которых он переводил.
Обхожу площадь Курского вокзала, к которой Мардук меня вывел в прошлой части рассказа. Строится ЖК «Дом Чкалов» (официальное написание почему-то на латинице – Chkalov, но кого это может удивлять, когда даже «антизападная» спецоперация проводится под латинскими буквами Z и V?).
Пройдя под железной дорогой, вышел со стороны «Винзавода».
Видно, что район креативный. Вот, например, что может быть креативней, чем заклеить разными наклейками мемориальную доску?
Усадьба Волконской – Прокофьева (конец 18 в.), которая в 19 веке и стала основой для формирования пивоваренного завода «Московская Бавария», потом – винного комбината.
Ну а теперь здесь центр «креативной индустрии».
Сыромятнический проезд.
В этом районе есть несколько жилых домов раннего советского времени, но в основном бывшая промзона.
За Нижней Сыромятнической улицей – ещё один «креативный кластер» Artplay на территории бывшего завода «Манометр».
В 2015 году здесь поставили Давида. Не знаю, почему именно его.
Атмосфера тут своя.
Но вот тоже пример «креативности» – рекламно-информационная конструкция, выполненная в виде типичного воинского мемориала, которые стоят у многих предприятий. Там перечисляются работники, погибшие на войне, а тут – достижения креативных менеджеров.
Да, своя атмосфера. Как в Солнечном городе на некоторых этапах его развития.
Выхожу к Яузе.
С этой стороны в 2021-м поставлен ещё один Давид, только розовый и с веслом. Тут мы и завершим сегодняшний рассказ, а в следующей части продолжим путь вдоль Садового кольца на юг, дойдя от Андроникова монастыря до Замоскворечья.