Продолжаем публикацию очерка исследователя Николая Николаевича Гольцова о том, как площадь Стачек получила современный облик. Ранее мы рассказали о здании Кордегардии, которое успело послужить вокзалом Оранэлы, а также о попытках довести замысел архитектора Василия Стасова до логического завершения. Сегодняшний очерк о том, как в конце концов площадь спустя полтора века обрела свой «строгий, стройный вид».
О приведении в порядок окрестностей Нарвской заставы разговоры шли с 1870-х годов. А в 1913 году особая комиссия с участием городского головы гр. И.И. Толстого, обследовав эту местность, «признала неотложным засыпку реки Таракановки на расстоянии от Обводного канала до моста у Нарвских ворот», а в дальнейшем «полную засыпку всей Таракановки с заключением ее в трубу» <1>.
Благоустройством этой окраины занялись только после окончания гражданской войны. Летом 1926 года начали засыпать участок Таракановки возле Нарвской площади из-за ее «антисанитарного состояния».
В одном из газетных объявлений сообщалось: «Подотдел благоустройства Губоткомхоза доводит до всеобщего сведения, что… у Нарвских ворот открыта свалка строительного и сухого мусора для засыпки части реки Таракановки. Сваливание мусора на указанное сторожем место может производиться с 9 час. утра до 20 час. включительно» <2>.
Летом 1927 года «Красная газета» рассказала:
«Откомхоз взялся, наконец, всерьез за засыпку Таракановки. У Нарвских ворот речка засыпана уже до границ кожевенного завода… Постепенно засыпана будет вся речка вплоть до Екатерингофки, с одной стороны, а с другой – до Обводного канала. Для отвода стоков параллельно с речкой прокладывается канализация» <3>
С началом комплексной реконструкции улицы Стачек и Нарвской площади, с 1926 года – пл. Стачек, «за Нарвской заставой» – на левом берегу бывшего русла Таракановки – в 1929-1931 годах был выстроен комплекс зданий районной фабрики-кухни, которая открылась осенью 1930 года, и Дома кооперации Московско-Нарвского района, распахнувшего двери весной 1931 года.
Сейчас оба здания занимает Кировский универмаг. На время постройки в здании вокзала Оранэлы расположились рабочий комитет по постройке фабрики-кухни и управление строительства Дома кооперации <4>.
Участь бывшего караульного дома была решена – его снесли в 1931 году после постройки Кировского универмага.
Площадь Стачек замостили, внутри трамвайного кольца был разбит сквер с круглой клумбой. От здания бывшей Нарвской гауптвахты в двадцати метрах северо-западнее ворот остались только воспоминания и, возможно, фундамент.
Территория западнее гауптвахты тоже неузнаваемо изменилась.
Стадион у Нарвских ворот: как «Каучук» стал «Кировцем»
Долгое время видимой частью ансамбля площади Стачек был стадион «Кировец», ныне закрытый зданием «Галерея 1814», сооруженного в 2005 г. на месте сквера.
… За участком бывшей гауптвахты на месте огородов в 1929 году было запланировано строительство второго жилгородка «Красного Треугольника» (первый жилой комплекс уже был построен на участке №21 по Старо-Петергофскому пр.)
Тогда же «напротив Нарвских ворот на ул. Стачек» было «решено выстроить новое здание для местной пожарной части», а на Обводном канале построить «стадион для рабочих «Красного Треугольника», сообщала «Красная газета» <5>.
Стадион для химиков предполагалось соорудить на углу Обводного канала и Лифляндской ул. «Стадион этот является первым, который будет построен в рабочих районах», – отметила «Ленинградская правда» 1 марта 1925 года. В 1929 г. профсоюз химиков выделил 750 тыс. рублей на постройку спортивного комплекса, «который обслуживал бы группу предприятий химической промышленности, насчитывающей 35 тысяч рабочих».
Но планы изменились, и у Нарвских ворот, вместо планировавшегося ранее жилмассива, для «Красного Треугольника» начали строить стадион, позднее названный «Каучук».
К августу 1933 года на площади в 12 гектаров по проекту архитектора А.С. Никольского была сооружена первая очередь стадиона на 15 тыс. зрителей, с отличным футбольным полем с железобетонными трибунами, теннисным кортом и площадкой для городков.
«Восемь широких входов открылись 10 августа для трудящихся. У входа в стадион гостей встретили аллейки с зелеными насаждениями, цветочными клумбами», – рапортовала газета <6>. Дорожки вели от площади к стадиону. Вторая очередь стадиона строилась еще три года. В 1939 году название заменили на «Каучук». Но главным стадионом химиков «Каучук» так и не стал…
«Кировцем» стадион стал отчасти случайно. Слесарь-кировец Герой Социалистического труда К.В. Говорушин вспоминал, как после страшной блокадной зимы «мы попробовали найти себе площадку на территории своего заводского стадиона на Ушаковской улице. Но не тут-то было! На футбольном поле стояла зенитная батарея, все вокруг изрыто траншеями и окопами. Деревянные трибуны и раздевалки под ними – все разобрано на дрова. На их месте – братские могилы.
Неподалеку от Нарвских ворот, рядом с садом имени Первого мая, был стадион завода «Красный треугольник» … Пошли туда… Но там увидели такую картину: вся свободная земля перекопана, занята под частные огороды, вокруг дзоты и блиндажи, ряды колючей проволоки. Лишь на втором поле нашли относительно ровный уголок. Взяли в руки лопаты, грабли. Утрамбовали площадку сапогами. Наконец выкатили мяч… Минута, другая – и нет уже больше никаких сил, ноги подламываются…»
«К осени мы разыгрались настолько, что площадка нам стала казаться мала… Когда в сентябре люди выкопали на большом футбольном поле свою картошку, убрали брюкву и капусту, мы решили восстановить поле, сделать нечто похожее на тот бывший стадион…»
Так еще в блокаду спортсмены-кировцы переместились на стадион химиков. В конце 1950-х гг. футбольная команда Кировского завода «Авангард» заняла пятое место в высшей лиге. Возможно, после этого стадион и перешел в ведение кировцев, получив название «Стадион Кировского завода», а затем короткое – «Кировец».
Завершение формирования площади
В 1909 году от Покровской пл. через Калинкин мост до Нарвских ворот дошла и трамвайная линия. Окраину с центром города вместо конки соединил трамвайный маршрут № 1, а в 1911 году и № 14-а. Сформировалось трамвайное кольцо диаметром около 60 м, которое подчеркнуло замысел архитектора, сумевшего организовать пространство всего около 2-х гектаров «площади при Триумфальных воротах».
Настало время застройки площади.
Архитектор О.Р. Мунц, по проекту которого в 1912-1913 гг. на углу площади и Нарвского проспекта был построен громадный доходный дом, задал новый масштаб застройки площади <7>.
Окончательно оформилась площадь в 1930-е годы. К 1936 г. на ней встали дома, построенные по проектам архитектора Н.А. Троцкого и гражданского инженера А.В. Валевича.
Дом №2/45 по Нарвской пл. и Старо-Петергофскому пр. с выразительными каннелированными пилястрами в угловом сопряжении включил в себя два небольших дореволюционных дома семейства Белугиных, объединенных общим завершением надстроенного этажа.
Нынешний д. № 54 по Старо-Петергофскому проспекту, лицевой стороной выходящий на площадь, прикрыл неприглядные брандмауэры дореволюционных домов на участке подрядчика В.К. Куприянова (старый № 54).
Новый дом, прикрывший брандмауэры, обозначившие границу участка, находился на земле трактирщика А.Е. Егорова под № 56 по проспекту, доходящем до Нарвских ворот. Об этом сообщается в справочниках «Весь Петроград» 1912-1917 гг.
А последний дом на участке, принадлежавший Егорову, имел № 58 по проспекту и № 6 по площади. На этом участке сейчас находится станция метро.
Спустя 10 лет после окончания Великой Отечественной войны восточнее ворот по проекту архитекторов А.В. Васильева, Д.С. Гольдгора и С.Б. Сперанского возведено здание станции метро «Нарвская».
Первая очередь городского метрополитена с конечной станцией «Автово» открылась в ноябре 1955 г. Не случайно проекты этих станций выполнены в виде классических купольных павильонов на стилобатах и посвящены защитникам Родины в двух отечественных войнах.
Дом на перекрестке, выходящий на площадь Стачек, Нарвский проспект и улицу Перекопскую, с тройным номером 3-31-1, тактично закрыл брандмауэры и хаотичную дворовую застройку. Его фасады с балконами в обрамлении пилястров перекликаются с угловым домом № 2 по площади. И возведены они одновременно.
На углу площади и Перекопской улицы (до 1953 года Сутугиной) в 1956 г. по проекту главного архитектора Ленинграда В.А. Каменского возвели шестиэтажное общежитие Ленинградского института инженеров водного транспорта, занимающее всю четную сторону улицы и замыкающее полукольцо площади (пл. Стачек, 5).
В проекте наверняка предусматривались «архитектурные излишества» по ассоциации с соседним зданием. Но вспомним Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», где было отмечено:
«По проектам архитектора Каменского на проспекте Стачек в г. Ленинграде за последние годы построены дома с архаичным оформлением фасадов, с тяжёлой рустовкой пилястрами и сложными карнизами».
Вот поэтому фасады общежития остались почти без декора, обретя «строгость форм и экономичность решений». А на следующем этапе «функциональности и экономичности» строительства в 1961 году появился, например, растянувшийся на квартал дом по пр. Стачек, № 1-3 того же архитектора.
Тем не менее все здания на площади тактично вписались в ансамбль.
Наконец, в январе 1999 года в центре площади был установлен памятник «ленинградскому маршалу» Леониду Александровичу Говорову.
Символично, что 8 июля 1945 года воины 45-й дивизии 30-го Ленинградского гвардейского корпуса, направлявшиеся к новому месту службы, прошли под временной триумфальной аркой, специально сооруженной в районе Автово к их возвращению.
Воскресным солнечным днем по проспекту Стачек они дошли до Кировской площади, где состоялся митинг, а затем, равняясь на Нарвские ворота, направились на Дворцовую площадь для участия в параде.
Горожане и сегодня помнят и чтят своих защитников. День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады отмечает вся Россия. Он официально входит в дни воинской славы России.
Источники:
1. Засыпка реки Таракановки // «Петерб. листок». 1913. 22 июня. С. 5.
2. Ленинградская правда. 1926. 7 авг. С. 6.
3. Прощай, Таракановка! // Красная газета. 1927. 5 июля.
4. ЦГА СПб. Ф. Р-5560.
5. Красная газета. Веч. вып. 1929. 4 июля. С. 3.
6. М. Брег. Новый стадион у Нарвских ворот // Лен. правда. 1933. 11 авг.
7. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 93. Д. 599; Ф. 513. Оп. 95. Д. 297
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL