Последнее время мы много упоминаем российский авторынок. И ведь действительно, сейчас с ним происходит такой коллапс, которого не было никогда в истории нашей страны. Шутка ли, но 46 автомобильных брендов покинули Россию. Да, они сейчас заменяются моделями из Поднебесной, но даже китайским моделям пока не под силу заменить ушедших европейцев, японцев и корейцев. И это, по большей степени, только начало, самое дно ещё пока только впереди.
Автопарк России стареет
Особенно это заметно становится в крупных городах, таких как столица или Питер. Если раньше, даже в те же ковидные времена, были видны новинки автопрома на дорогах и трассы ими просто пестрили, то за последний год такие автомобили стали редкостью. Действительно, свежих машин, недавно презентованных и отправленных в продажу почти и не встретить. Их сейчас могут себе позволить не просто обеспеченные люди, а сверх обеспеченные.
И с каждым годом эта ситуация будет только усугубляться. Автопарк нашей страны будет неуклонно стареть, а новых автомобилей становиться всё меньше и меньше, хотя самих предложений при этом меньше становиться не будет. Просто цены, которые в данный момент существуют в России на новые автомобили не позволяют уже с лёгкостью менять свой двух-трёхлетний автомобиль на какую-нибудь новинку. Теперь срок жизни автомобиля в одних руках будет доходить в среднем до 8 - 10 лет, если конечно ничто не поменяется в лучшую сторону.
Цены
Стоимость автомобилей в России неуклонно растёт. Хотя некоторые китайские бренды снижают сейчас цены на свои авто, но это происходит только в рамках огромного повышения, которое было в марте 2022 года, когда в одночасье они были повышены в среднем на 1 млн. рублей.
Автосалоны дилеров всё больше превращаются в музеи, куда можно прийти и посмотреть на автомобили в живую, но нынешние цены сделали из обычного средства передвижения роскошь, которая теперь доступна далеко не всем.
При всём при этом, государство решило сократить траты на господдержку при приобретении нового автомобиля. Ранее было решено выделить на это дело 7 миллиардов рублей, теперь же эту цифру сократили до 4 миллиардов, остальное направлено Вы сами понимаете куда.
Именно из-за цен российский авторынок и рухнул в 2022 году. Ну кто будет приобретать Ладу Веста за 2.3 млн. рублей или ту же Гранту за 1 млн. Это машины, которые должны себе позволить практически все, а по итогу получается, что даже это стало большинству недоступно. Да и вообще, доступного автомобиля у нас в России больше нет. Вообще.
Китайские автомобили
Китайских марок становится всё больше и больше. Это конечно уже не те недоделки, которые продавались у нас в стране в начале десятых годов. Сейчас это довольно современный продукт, который не имеет ничего общего со стереотипами, поселившимися в головах многих российских автолюбителей.
Если же брать массовый сегмент автомобилей, то разницы Вы не увидите практически никакой. Пересесть с той же корейской марки или же шкоды на китайскую модель не доставит никакого дискомфорта. Наоборот, китайский автомобиль будет скорее всего более наворочен в плане опций, чем его визави. Но при этом, китайцы не могут заменить люксовый сектор. По крайней мере те китайцы, которые представлены сейчас в России и находятся у всех на устах. Они просто не дотягивают до этой планки.
В то же время есть у нас сейчас бренд Voyah и Hongqi, которые как-бы должны взвалить на себя бремя премиум сегмента, но для российского потребителя это ноунэймы, которые не ассоциируются с престижем и люксом. Да и стоят эти китайцы за 10 млн. рублей. А когда человек готов отдать за машину более 10 млн., то там уже не имеет разницы сколько заплатить сверху, 2 -3 млн. Такой покупатель всё равно будет приобретать известные всем премиальные бренды, хоть и доставленные в Россию параллельным импортом.
Опять же, китайцы даже в массовом сегменте стали дорогими и недоступными большинству. Самые простые версии сейчас крутятся вокруг стоимости в 2 млн. рублей, а ведь это стоимость квартиры в некоторых регионах нашей страны. Да и при средней зарплате в 40 тысяч (хотя и такая далеко не везде есть) купить автомобиль за 2 млн. - непозволительная роскошь.
Локализация. Москвич. АвтоВАЗ
Российские власти и производители конечно пытаются искать выходы. Кто-то упрощает свои модели до невозможности, кто-то клеит свои шильдики на китайские автомобили, выдавая их за собственную модель. И самый главный посыл, который я слышу от "знающих" людей заключается в том, что вот тем самым сохраняются рабочие места.
Соглашусь, сохраняются. А на долго ли??? Просто стоимость тех же самых упрощённых и китайских автомобилей с российскими шильдиками не доступна многим. А те, кому доступна, всё равно будут раздумывать, а стоит ли с этим связываться и вряд ли чаша раздумья склонится в сторону первых. Так вот, когда заводы выпускают продукцию на которую просто нет спроса, то что происходит??? Перенасыщение. Следовательно, остановка производства. Ну вот и снова застой, и неработающий персонал, сокращения и тому подобное.
Итог
Выход в данной ситуации я вижу только один. Это существенное сокращение стоимости автомобилей. Не на 100 - 200 тысяч, а на миллион, как минимум (ну это конечно зависит от стоимости самих моделей). При этом нужно упразднить таможенные пошлины, которые очень сильно поднимают конечную стоимость автомобиля. Нужно снизить ставки по кредитным программам и наоборот увеличить господдержку, вместо её сокращения. И именно данные действия смогут стимулировать развитие и рост автомобильного рынка России даже в условиях нынешней заработной платы, которая у нас в стране единственное, что стабильно на протяжении десятков лет.
А что думаете Вы, что может стимулировать рост российского авторынка в нынешнее время???