Когда началась война, ему было 20 лет. В июне 1941 года будущий художник Виктор Панкратов готовился к защите диплома. 22 числа он выехал на природу, чтобы рисовать с натуры. Вернувшись вечером на съёмную квартиру, студенты узнали от хозяйки что началась война.
Уже 27 июня группа студентов-художников в количестве 20 человек была мобилизована и отправлена из Ельца в сторону Тулы. Попали они в в 1241 стрелковый полк 375-й стрелковой дивизии. Панкратова поставили командовать пулемётной ротой, как человека с образованием и знанием немецкого языка.
Танки Гудериана шли на захват промышленной Тулы. Была поставлена задача – сдержать врага любой ценой. И они Тулу не сдали, хотя до города оставалось всего 40 км. Здесь Виктор был ранен в ногу и попал в госпиталь. Позднее он узнал, что из их группы призывников в живых осталось только 2 человека, включая его самого.
Панкратов воевал под Москвой, оборонял Воронеж. Когда его удержать не удалось, полк двинули в сторону Сталинграда. К этому времени наши войска уже окружили группировку Паулюса. Подразделению, где воевал Панкратов была поставлена задача – закрыть «кольцо» вокруг немцев и не дать вырваться. Художник вспоминает, что рвались эти 330 тыс. вооружённых до зубов гитлеровских солдат и офицеров со всей мощью. Наши потери были огромными. Сталинград фактически превратился в руины.
Когда фашисты начали организованную сдачу, Виктор со своими ребятами находился в цокольном этаже центрального универмага города. Был дан приказ – немецкие награды и знаки различия не срывать. Хотя они поступали с нашими пленными совершенно иначе.
И во время войны Панкратов продолжал рисовать, вернее – делать карандашные наброски. Это уже потом, в мирное время рождались новые картины и портреты. Хотя если на фронте оказывалось затишье, он рисовал однополчанам небольшие портреты, которые они отправляли родным в качестве «фотографии». А однажды его творчество пригодилось фронтовой газете. В боях отличился танкист и о нём хотели написать в газете, а фотографии не было. Тогда Панкратову поручили нарисовать портрет.
Сидел он, рисовал, танкист позировал. Вдруг сзади кто-то вошёл и наступила полная тишина. Художник заметил, но продолжал свою работу. Как вдруг на плечо ему легла рука и раздался голос: «Воюй, солдат, – и штыком, и кистью». Пока он разворачивался и вставал, человек в сопровождении ещё двоих генералов развернулся к выходу. Это был Георгий Константинович Жуков. Видел Панкратов позднее и Паулюса, когда сопровождал немецких инженеров на Урал.
После Сталинграда советские войска начали контрнаступление. Тут Панкратова часто использовали как переводчика. От фрицев бывали перебежчики, которые рассказывали много интересного.
Военные действия для Виктора Дмитриевича закончились на Курской дуге, на Прохоровом поле. Рядом разорвался снаряд, и он получил тяжёлое ранение в голову. Девять месяцев госпиталей, после которых ему дали инвалидность и демобилизовали. Виктор вернулся в Липецк. Но ненадолго.
Узнав, что он кроме немецкого знает польский, литовский и грузинский языки, художнику предложили службу в МВД Литовской ССР. Это была опасная и тяжёлая работа. Они выявляли, разыскивали и задерживали тех, кто в войну активно помогал в Прибалтике фашистам и сам совершал преступления. Иногда поиски продолжались и за рубежом. Лично Панкратов выезжал в ряд городов Польши, Германии и Франции. Если удавалось, он обязательно посещал картинные галереи городов. В 1947 году здоровье окончательно прервало его службу.
В родном Липецке Панкратов продолжал вести активную жизнь. Преподавал в спецшколе ВВС. Создал при местном ДК изостудию, которой руководил несколько десятилетий. Из неё 124 человека стали художниками. Большую их часть приняли в Союз художников раньше, чем учителя (в 90 лет!). Также преподавал рисование и ИЗО в школах и ПТУ.
Интересовался вопросами долгожительства, владел хорошим литературным слогом. В тяжёлые времена 90-х годов сам стоял на улице, продавая свои картины. Однажды его здорово выручил поступок грузина. Увидев висящую на стене завода картину, тот вышел и спросил цену. Виктор Дмитриевич запросил 3 тыс. Со словами «дёшево ты ценишь мою Родину», грузин подал 5 и пошёл к машине. Услышав сзади по-грузински «спасибо», он развернулся, подошёл и восхищённо протянул ещё 2 тыс. Тогда эти деньги здорово помогли семье художника.
Но никогда он не продавал работы военной тематики. Такие картины он всегда дарил – друзьям, в школы, библиотеки, институты и музеи родного города. Панкратов написал целую галерею портретов земляков, погибших в «горячих точках». Каждую такую работу он передавал в семью родственников героя.
Виктор Дмитриевич Панкратов ушёл из жизни в мае 2017 года в возрасте 95 лет. Увидев в каком-то из музеев его картину, вспомним человека, который прожил сложную жизнь, но навсегда остался оптимистом и патриотом, передавая эти чувства другим.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.