Найти тему
dinVolt

Толкинист смотрит "Властелин Колец: Кольца Власти" (6 серия, 1 сезон)

Знаете, что удивительно? Предыдущую серию я не хотел смотреть до победного, было просто неинтересно. Потом всё-таки сел смотреть, и первые минуты такой: "Так, да тут нормальный Гэндальф, нормальные хоббиты. Может, я просто плохо помню и всё не так страшно?" Но к концу серии прям плеваться хотелось.

И вот эта серия тоже началась с таким же подходом. Конечно, с точки зрения оригинала продолжается всякая чушь типа освобождения орков от рабства (ну кто, кроме Саурона, будет в здравом уме держать орков в качестве рабочих?), но первую сцену было реально нормально смотреть. Адар, его отряд орков, ловушка с падающей башней, и даже Арондир, по поводу которого я беспокоился в трейлерах, смотрится более-менее нормально - да, башня и эльфийские вращения-прыжки чуть-чуть графонистые, но совсем немного, на уровне залезания Леголаса на лошадь.

Дальше Галадриэль беседует с Исильдуром, и, удивительно, но это тоже очень хорошая сцена. Такая, знаете, толкиновская - нам показывают различие рас эльфов и людей, но без каких-то понтов или, наоборот, пренебрежения. А когда Исильдур признаётся, что он здесь чистит лошадиные стойла, Галадриэль отвечает так, как и ответила бы настоящая Галадриэль у Профессора - что малый скромный труд - это тоже полезная и важная вещь.

-2

Эта сцена была бы просто великолепной, если бы не одно "но" - не тебе втирать про скромность. Персонаж, который пять часов постоянно с кем-то сражается, перед кем-то выпендривается, наезжает на всех подряд - вдруг резко становится заинькой-паинькой. Такой диссонанс, на самом деле, отражение одной большой проблемы современного кинематографа - сейчас режиссёры и сценаристы выполняют практически целиком сугубо рабочие функции. То есть, если мы смотрим фильм Тарантино или, скажем, "Аватар" (мультсериал, естественно) или "Атаку титанов", то с их помощью автор старается донести до нас какие-то идеи, он пишет текст определённым образом, он ставит сцены определённым образом - делает всё, чтобы мы могли почувствовать и понять его мысль на разных уровнях. Но какая может быть авторская мысль, если у вас семь сценаристов и пять режиссёров? Естественно, каждый из них будет писать максимально безлико и беззубо, чтобы его кусочек работы не мог испортить работу других.

Кстати, ещё один лайк традиционно отправляется тем толкинистам, которые реально были на съёмках. Надписи на карте сделаны не на эльфийском или английском, а, видимо, на адунайском - языке Нуменора. При этом письменность для него разработана специально - у Толкина в текстах она не встречалась, но разработана так, чтобы и по форме букв, и по некоторым правилам написания напоминать эльфийские языки. Респект за такое усердие, тут больше нечего сказать.

-3

Дальше нам показывают, как Арондир небольшим молотком бьёт по обломку меча, а затем скорбно заявляет: "Не в наших силах его уничтожить". Я на этом моменте, признаться, немножко подавился чаем от смеха, потому что ну да, великие магические артефакты ведь так и уничтожаются, обычным молотком, который и нормальному-то мечу не страшен.

-4

Ну да ладно. Деревенские вооружаются кто чем может, Арондир и Бронвин произносят вдохновляющую речь. И есть ещё один момент, который мне очень даже понравился - Тео, который постоянно храбрится и рвётся в бой, просит Бронвин повторить слова, которые та говорила, когда он в детстве боялся ночных кошмаров. Это и показывает, что ему всё-таки страшно, и укрепляет связь между персонажами. Актёрская игра, правда, такая себе, но всё равно неплохо.

-5

Арондир рассказывает Бронвин об эльфийской традиции сажать семя алфирина перед битвой и рассказывает ей немного эльфийской мифологии про растения. Немного раньше мы видели, как этим занимается Адар перед атакой на башню. И этот момент он тоже хорош - он раскрывает культуру эльфийской расы, проводит интересную параллель между местным героем и злодеем, помогает персонажам раскрыть свои чувства. Ну, здорово же.

Слушайте, я точно "Кольца Власти" смотрю? Двадцать минут, а меня до сих пор ничего не утомляет и не бесит. Есть, конечно, мелкие придирки, но они, и правда, мелкие.

Обратите внимание, кстати, как орки держат настоящие, а не нарисованные на компьютере факелы - высоко над головой, чтобы не обжигало лицо.

-6

Сама битва, ну, обычная киношная. "Бросить вместо того, чтобы убить", "У героя заканчиваются патроны, значит, у всех заканчиваются патроны" и все остальные прелести в комплекте. Посмотрел, хотя было желание просто промотать, все эти незаметные горящие телеги выглядят просто скучно. Единственное, что зацепило глаз - наличие вот таких бугаёв среди орков:

-7

Рост орков, конечно, тема спорная, но вообще они довольно мелкие - хоббиты вон смогли спокойно замаскироваться под них. А Урук-хай Саурон начал выводить гораздо позже. Хотя с другой стороны - если орки происходят от эльфов, то почему бы им не быть и высокими, хотя бы некоторым. В общем, у самого Толкина эта тема раскрыта не очень хорошо, но я как-то не представляю орков в его мире настолько огромными и сильными, иначе бы они всё Средиземье захватили как нефиг делать.

В общем, бобро, вроде, побеждает, но внезапно выясняется, что большая часть нападавших - это присоединившиеся к Адару жители деревени, а основная часть орков сидела в засаде, и теперь имеет возможность спокойно расстрелять вскрытую оборону людей. А я ведь говорил в прошлый раз, что не надо сражаться, это бесполезно.

Бронвин ранена в плечо - и ещё один лайк за то, что показали, насколько ранение в плечо может быть болезненно и опасно, а не так как обычно бывает в кино (хотя, конечно, методы лечения тут, мягко говоря, спорные). Выжившие укрылись в таверне, которую орки почему-то не, скажем, поджигают, а решают штурмовать, но им на помощь спешит Сбор Рохана, то есть, Нуменора. Все те сотни всадников с трёх волшебных кораблей.

-8

И это, конечно, красиво, несмотря на пластиковые лошадиные доспехи, но вопрос - а куда они так спешат? Мы-то, конечно, знаем, что там беда и угнетаемые темнокожие эльфийские меньшинства надо срочно спасать, но эти-то люди об этом не в курсе. Хотя, конечно, есть идея - возможно, они решили проскакать все те сотни километров от побережья (ну ладно, десятки километров от Андуина, будем считать, что они смогли проплыть вверх по течению) до Ородруина, затем добит и съесть усталых лошадей. Поэтому у них корабли такие маленькие - там только лошади и вино (ну и каюта Галадриэли, конечно), а места для припасов нет.

Ну и, конечно, в этой сцене есть нафиг не нужное слоу-мо - нужно же показать, как Галадриэль в доспехе из Dragon Age скачет на лошади, без этого никак.

Господи, что с этой серией? Факелы над головой, меч на поясе. Кто пустил консультанта на площадку? Или тут просто орки - самые адекватные? Ещё, правда, не помешало бы пустить туда штатив, чтобы камера не тряслась, но на него, видимо, пришлось бы заказывать чересчур большой 3D-принтер, бюджета не хватило.

-9

Нуменорцы побеждают орков в чуть-чуть затянутом сражении, но Адар успевает свалить с обломком меча. Галадриэль бросается за ним в погоню, за ней бросается Халбранд. Но поскольку Галадриэль на лошади - у неё включается аура слоу-моушна, так что Халбранд который едет на нормальной скорости, успевает дать широкий круг и выезжает им навстречу.

Кстати, есть повод поговорить про глубинные смыслы. Помните, Глорфиндель (а в фильме Арвен) говорил(а) "норо лим, Асфалот", скачи быстрее? Это мелочь, которая имеет значение - эльф напрямую говорит с лошадью, мол, дружище, я остаюсь тут, теперь на тебя вся надежда, прошу, не подведи. И конь отвечает на просьбу, несётся со всех ног и спасает таки Фродо от назгул. Мы видим связь эльфов с природой, мы видим уважительное обращение, и мы видим результат такого обращения. Можно сказать, что у этого момента есть своя небольшая сюжетная арка. В Звонках Мощности - это просто копирование без понимания: Галадриль произносит "норо лим" без повода, эта фраза никак не меняет ситуацию, а Адара в итоге ловит Халбранд.

-10

А нам показывают, почему Адар командует орками на самом деле. Потому что из всех этих орков и людей только этот актёр умеет играть, и ставить его на другую роль было опасно - все остальные с их пафосными каменными лицами и сморщенными лбами просто в подмётки ему не годятся.

-11

Галадриэль, видимо, забыла стоп-слово, поэтому конь её отноролимил куда подальше - Халбранд успевает поболтать с Адаром и уже почти собирается его добить, но всё-таки не успевает.

А дальше Галадриэль допрашивает Адара и... Слушайте, я по жизни паладин света, пацифист и все дела, но можно я тут буду болеть за орков? Потому что Адар уносит планку куда-то в небеса. Во-первых, пожалуй, поясню за "уруков". "Орк" - это эльфийское слово, которое обозначает "страшный, ужасный, монстр". "Урук" - это перевод этого же слова на Чёрное Наречие, но там оно стало обозначать исключительно расу орков. Так что хотя родственная связь между этими словами есть (Саурон всё-таки свой язык придумывал под влиянием уже существующих), сами орки себя орками не называли. Позже Саурон вывел особую породу орков - их остальные расы стали называть "урук-хай" или "уруки", но это исключительно их внешнее название. В общем, то, что Адар говорит: "Мы предпочитаем - уруки", - это прямо зачёт. Дальше ещё один лингвистический плюсик - "Тот, кого ты называешь Сауроном". "Саурон" - это эльфийское прозвище, которое примерно переводится как "вонючка". Неудивительно, что сам Саурон его, мягко говоря, не любил и запрещал использовать. Так что для своих он Сауроном не был, и тут Адар тоже очень даже правильно говорит.

Дальше он рассказывает, что Саурон после гибели Моргота взялся исцелять Средиземье, и вы удивитесь, но это тоже имеет смысл. Пока мечтой Моргота было уничтожение всего и вся, Саурон всегда хотел создать идеальный упорядоченный мир. Это, правда, подразумевало жестокие методы и абсолютную власть его самого, но это уже просто издержки производства. Именно остатки вот этого адекватного желания привели к тому, что у него действительно были реальные идейные сторонники в числе людей, и верную службу он даже в поздние годы старался вознаграждать материально. Поэтому да, с точки зрения канона заявление о том, что Саурон пытался как-то убрать моринготтовские разрушения и создать более спокойный мир - вполне себе обоснованы.

Ну а сам Адар воспринимал орков как своих детей, и пытался сделать их свободным народом. Он первое время следовал за Сауроном, но, видя его жестокость по отношению к оркам, в итоге восстал и, по его словам, разрубил своего бывшего хозяина.

С этого момента я в целом прекращаю ныть про абсолютно злых орков и всё такое, потому что в сериале приняли версию "орки из эльфов", и исследуют именно её со всеми возможными подводными камнями. Спорно, но пойдёт, один из вполне допустимых вариантов.

-12

А дальше вознесённую в небеса планку качества Галадриэль опускает примерно на уровень Морианской Впадины (это как Марианская, только в Мории). Ладно, что она не верит Адару - далеко не факт, что он во всём говорит правду, хотя всё им сказанное вполне соответствует показанному ранее. Это бог с ним. Но она ведёт себя как заправский гестаповец, без всякого сожаления обещая уничтожить целый народ, на что Адар резонно заявляет, что начинать поиск последователей тьмы было бы неплохо с зеркала. Галадриэль триггерится, но жизнь Адара спасает Халбранд, который совсем недавно сам хотел его убить.

Галадриэль и Халбранд рефлексируют на тему случившегося. С точки зрения канона меня, конечно, по-прежнему бесит их линия (самое проницательное в мире существо, Галадриэль, которая по величию была наравне с Феанором, только более мудрой и "человечной", и она не способна распознать рядом с собой Вонючку), но если связать моего внутреннего толкиниста, то, пожалуй, этот разговор выглядит даже неплохо. Нет, диалоги Галадриэли по-прежнему унылые до невозможности, но сама идея о двух очень разных, но, в принципе, нормальных людях, которые неидеальны, но способны сглаживать эти неидеальности друг у друга - это вполне неплохо.

-13

Мириэль представляет жителям деревни Халбранда, и это весьма прикольная аллюзия на Возвращение Короля. Даже несмотря на то, что главным признаком королевской власти служит невзрачная железка.

-14

Дальше нам показывают ещё одну сцену, которая из разряда очень крутых проходит через унылый эльфийский диалог и скатывается на дно. Тео признаётся Арондиру, что тоскует по обломку меча, ему не хватает ощущения той силы, которая была с ним. Арондир уныло и отстранённо советует ему перешагнуть через свою зависимость и самолично отдать тряпку с обломком нуменорцам, дабы те выбросили её в море. Тео разворачивает тряпку, и там оказывается вот это:

-15

Вы, остроухие дятлы, отобрали у Адара тряпку, привезли её в деревню, устроили там пир, и за всё время ни разу не удосужились её развернуть? Ну или хотя бы просто пощупать?

Настоящая рукоять оказывается у того мужика, который в самых первых сериях пугал Тео Сауроном. Он вставляет меч в хитрый механизм, который рушит плотину и пускает воду в оркские пещеры и туннели, по которым та достигает Ородруина. И мне очень нравится, как себя ведут статисты на заднем плане: "Извержение вулкана? Да не, я лучше посмотрю на эту очень интересную стену в другой стороне".

-16

В общем, вулкан извергает, Адар каким-то образом сбегает, пленные орки в общей суматохе вырываются на свободу, Галадриэль стоит и тупит. Конец.

-17

Слушайте, а хорошая серия на фоне остальных. Есть прямо шикарные моменты, смотреть не скучно, косяки в основном мелкие и простительные. Нет, недостатки остались - неживые диалоги, пластиковые доспехи и всё такое, но сюжет это вытягивает. Правда, в последней сцене у меня появилось жгучее желание, чтобы это был не клиффхэнгер, а событие, и местная Галадриэль сгорела нафиг, но в целом всё равно впечатление осталось даже положительное, что весьма удивительно