В 1957ом году Китаю понадобился легкий танк. На западных границах преобладают горные районы с не достаточно прочными мостами, а на юго-востоке мало пригодных дорог и большое количество заливных рисовых полей. Требуемая машина не должна была превышать вес более 24 тонн. У советского союза нужной техники не было. Поставляемый Китаю ПТ-76 с 1956 года (и до 1960) не хватало, к тому же требовалась высокая мобильность. Т-34-85 весил более 32 тонн.
"Южную проблему" пытались решить тем что к Тип59 приспособили расширители гусениц для преодоления рисовых полей, но как и подобные приспособления в немецкой и советской армии времен войны были крайне не надежны. Тогда армия выдвинула задание по проектированию танка под необходимые требования. За работу взялся Харбинский машиностроительный завод 674 и Пекинский технологический институт. На первых этапах им помогали советские специалисты.
Главным соперником для китайцев, во время проектирования, виделся американский м24, хорошо знакомый китайцам по корейской войне. Боевая масса М24 составляла 18 тон, он был вооружен уже устаревшей 75мм пушкой и 25мм броней в передней проекции. Пытаясь превзойти эти параметры инженеры предположили, что удачная советская компоновка поможет выиграть пару тонн при том же бронировании и том же калибре вооружения.
Задание на танк получило индекс 131 и по этому заданию было три проекта. Первый проект так и остался под индексом 131, второй в последствии называли 59-16, что является просто сокращением от лозунга - 16тонный легкий танк к 1959му году! Третий проект появился чуть позже после неудач с рядом предложений по заданию 131.
Первое упоминание проект 59-16 получил от надписи на плакате на фото во время выставки достижений где был представлен макет танка. По его виду мы предполагаем, что планировалась использоваться 76.2 мм пушка(она будет использоваться на другом танке и её огневой мощи достаточно для борьбы с М24 и новыми М41), а так же более высокая подвеска, из-за чего применяются поддерживающие гусеницы катки. Корпус напоминает Тип59 с более короткими областями перед и за башней. Так как место люку водителя не нашлось оно переместилось на ВЛД. Что очень похоже на то как была устроена передняя часть советского легкого танка разведчика Т-70.
Есть несколько воспоминаний разных людей участвующих в проекте.
По воспоминаниям Дина Фагана, через две недели после обзорного совещания план был окончательно доработан: шасси в основном производила Beigong, а орудие Харбинским военным заводом. После обсуждения 674(прим. номер заседания или плана работ, я так и не понял что это) в чертежах были исправлены ошибки, а после "Пятый отдел управления бронетанковыми войсками" потребовало убрать из проекта гидравлические механизмы и заменить их на механические.
По воспоминаниям Хэ Цзиньняня в плане Пекинского технологического института было применение новыех технологий, таких как управление с гидравлическим усилителем(прим. русским танкистам было сложно управлять Т-34, китайцам еще сложнее и поэтому понятна их заинтересованность в гидроусилителях рычагов управления), торсионная подвеска и автоматическое определение дальности и прицеливания (прим. видимо СУО).
В воспоминаниях Ду Хуичана Пекинский технологический институт разработал схему гидравлической трансмиссии. Когда в 1959 году в Харбине обсуждали план легкого танка, они также предложили идею газотурбинного двигателя с гидравлической трансмиссией.
Сюэ Шоучжан в своих воспоминаниях упомянул, что во время обзорного совещания было предложено внедрение многих новых технологий (гидропневматическая трансмиссия, инфракрасное ночное видение, гироскопические инструменты).
Во время первой выставки 1 августа 1958 года были представлены чертеж конструкции танка 59-16, инфракрасные приборы (инфракрасный прибор наблюдения, инфракрасный прибор обнаружения, инфракрасный прибор автоматического позиционирования (прим. не все могу определить поэтому просто дословный перевод)), чертеж конструкции танкового прицела.
С 23 сентября по 6 октября 1958 года во время второго показа появились описания инфракрасных приборов: инфракрасный телескоп, инфракрасный детектор; гидроусилители, гидротрансмиссия и 76мм танковое орудие.
Надписи на плакатах, то что удалось разобрать китайцам, гласят:
1. В части проектирования танков, при поддержке генеральной линии, 33 учителя и 73 студента из Цзингун усердно работали в течение 20 дней (день и ночь?), чтобы завершить следующий проект и представить его центральному образцу и Военной комиссии. Готовый проект легкого танка 59-16 2. Проект танка (т.е. другие проекты), который разрабатывается и исследуется нашим институтом
2. Легкие танки 59-16 смогут адаптироваться к условиям местности, таким как: холмы и горы, заливные поля на юге страны, в условиях субтропического климата. По сравнению со средним танком (имеется в виду Т-34) он вдвое легче, его мощность и защита аналогичны, а подвижность значительно выше, по своим характеристикам он значительно превосходит американские легкие танки.
3. Не разборчиво про характеристики и сравнения 59-16 с Т-34-85.
При чтении здесь и далее нужно держать в голове главный принцип создания любой бронированной машины. Все бронированные машины, какими бы они не были и какие бы задания не выполняли, строится вокруг двух механизмов. Первое это двигатель вокруг которого строятся все части шасси. Второе это орудие вокруг которого строится всё оборудование внутри башни или рубки. Очень часто именно двигатель и орудие диктуют то как в итоге будет выглядеть боевая техника.
Оба задания, 131 и 59-16, использовали новый компактный двигатель и именно из-за его отсутствия проекты были закрыты. Уменьшенный двигатель V8 давал сильные вибрации, уменьшенный 12V постоянно менялся и пере-собирался и в итоге ни к чему так и не пришли, а газотурбинный так и остался в мечтах. В 1959ом армия изменила требования к легким танкам и предоставила новое задании 132 где в том числе был пересмотрен вес.
Есть информация что 59-16 всё же был испытан в конце 1958 года. По этим данным он весил немного больше 17 тонн и имел 4 пары катков. Единственное фото которое выдают за 59-16 это фотография с перевернутым корпусом на полигоне. Человек, что предоставил фото предположил, что перевернулся танк в следствии испытания взрыва ядерной бомбы. Так же есть информации, что у него была деревянная башня, чем и объясняется 17 тонн веса. Сами китайские инженеры при проектировании подмечали, что БТР-50 с 10мм броней и без башни весит 14 тонн и чтобы влезть в требуемые параметры оставшихся двух тон, до необходимых 16, на башню не достаточно. К данному абзацу следует относиться с максимальным скепсисом так как пользователь tieba.baidu с ником 578296135的微博 предоставивший эти данные из короткой статьи говорит, что информация не проверяемая и не имеет ссылок на источники. Так же есть воспоминания от участников проекта из других заводов которые утверждают, что 59-16 было несколько.
Сам корпус похож на гусеничные тягачи Тип63/70. Возможно их проектирование как-то связанно с работами по заданию 131.
Стоит отметить, что проектов 16тонных легких танков было несколько. 59-16 мы хорошо знаем по воспоминаниям и фотографиям. Других макетов мы не видели. Один из заводов даже привез полноразмерный ходовой макет с ненастоящей башней под названием А101. Все эти проекты были разработками на 16 тон, на 76мм пушку и на автомат заряжания. Возможно выше описание было именно этой машины.
Новое задание 132 включало в себя переработанную 76.2мм пушку с прототипом автомата заряжания, что должно было сократить экипаж до трех человек, а также предполагалось использование лазерного дальномера. Все это оказалось не такой простой задачей и от автомата заряжания пришлось отказаться, как и от лазерного дальномера. Видимо из-за проблем с его производством в массовых количествах.
Не смотря на то что лазерные дальномеры производились и включались в состав каждой новой машины, до 80ых годов он был опциональным, а потом и вовсе был заменен на СУО (Систему Управления Огнем включающая в себя встроенный лазерный дальномер) и отдельные, внешние дальномеры использовались только в модернизации танках и в основном в экспортных.
132ой стал стендом для испытания ходовой платформы и нового двигателя, чем он и был занят весь 1959ый год. А его измененный вариант 1960ом был назван 132А .
Снова появились проблемы с уже новой 76мм пушкой( и возможно в снарядах к ней) после чего решили вернуться к надежному советскому 85мм орудию.
Из-за добавления еще одного члена экипажа и установку более крупного орудия пришлось расширить башню.
В 1961ом году измененный проект назвали 132Б и после испытаний в 1962году он был принят на вооружении как Легкий Танк Тип62 / 62式 . Вес машины составил 22 тонны, что с двигателем на 430 лошадиных сил давал очень хорошие показатели в скорости. Ствол 85мм пушки получил эжектор. Броня для легкого танка получилась выше ожидаемого и составила 35/45 мм в корпусе и башне соответственно и 25/35мм по бортам. Это могло сдерживать огонь из любого пулемета или автопушки, а так же останавливать осколки от взрывов артиллерии в близи корпуса.
В 1964-65 годах были предприняты попытки улучшить заброшенный проект 131 и в проекте 131-1 использовали уже усовершенствованную 85мм пушку для стрельбы новыми снарядами и с попыткой добавить вертикальный стабилизатор, но из-за очередных проблем с реализацией в 1967-68 годах от него отказались.
В 1970ом году предпринимались попытки улучшить проект 132 установкой 100мм гладкоствольную пушки с малой отдачей. Не смотря на успешность испытаний проект признали не целесообразными в виду понижения точности и энергии снарядов(видимо испытывали оперенные снаряды, об этом в заметке о Тип69). Всего было собрано три немного отличавшиеся версии.
PS: В основном информация была взята от авторов - 578296135的微博 статьи на weiboо, Ilike磁能 с статьями на baidu, 六九的红外大灯 статьи на BiliBili, 呐喊的达瓦里希 с сайта zhuanlan.zhihu.com.
Предисловие к запискам о железном драконе.
Несколько слов о названиях китайских танков.