Около 1325 г. до н.э. бальзамировщики подготовили преждевременно умершего Тутанхамона к погребению. Они удалили жизненно важные органы, включая мозг, и покрыли тело очень толстым слоем смолы.
Более трех тысячелетий спустя технология двадцать первого века изучила останки, чтобы определить ответы на вопросы о его жизни и смерти с помощью компьютерной томографии и извлечения ДНК. Исследование, далекое от окончательного, тем не менее, исключило многие предыдущие гипотезы и пролило чуть больше света на личность и на семейные отношения молодого фараона.
В 2005 году было известно, что одиннадцать мумий принадлежат к Восемнадцатой династии.
Только трое были четко идентифицированы: Тутанхамон и его прабабушка и прадедушка, Юйя и Туйя ( они не были царской крови и не правили). Идентификация значительных египетских фараонов, таких как “еретик” Эхнатон и его могущественный отец Аменхотеп III, ещё не была проведена.
Из всех одиннадцати останков была осторожно и тщательно извлечена ДНК, чтобы можно было восстановить генеалогическое древо- после трех с половиной тысяч лет неизвестности!!!
Часть этой неизвестности была преднамеренно сотворена ещё в древности. Эхнатон, сын Аменхотепа Третьего, был ненавидим жрецами и народом за то, что пытался уничтожить давно установившуюся религию и установил собственную.
Правление Эхнатона и его ближайших преемников, в том числе, и Тутанхамона, было стерто из официальной истории, что привело к отсутствию правителя в списках фараонов. Вероятно, это также привело к тому, что место захоронения Тутанхамона так долго оставалось скрытым и относительно нетронутым.
Идентификация, предоставленная после изучения ДНК, была, как утверждают участники проекта, "потрясающе успешной". Одна из "неизвестных" мумий оказалась Эхнатоном, отцом Тутанхамона. Дед Тутанхамона, Аменхотеп III, находился в гробнице KV35 вместе со своими предками Аменхотепом II и Тутмосом IV.
Согласно генетическому исследованию, мать Тутанхамона лежит в гробнице KV35YL. Названная "Младшей госпожой", она все еще неизвестна по имени, зато генетически была определена как родная сестра Эхнатона. Однако, она не указана в качестве одной из главных жен. Иными словами, статус матери Тутанхамона неизвестен...
Два маленьких зародыша женского пола, предположительно близнецы, лежали в гробнице вместе с молодым царем. Практика захоронения мертворожденных младенцев в той же гробнице, что и родители, была распространена в Древнем Египте. Однако, генетический анализ и здесь преподнёс сюрприз: дочери Тутанхамона, скорее всего, зачаты не его супругой и сестрой Анхесенпаамон, хотя, как сказано в отчёте, "анализ неполный из-за деградации ДНК".
Поскольку Тутанхамон был продуктом кровосмешения, неудивительно, что эта ветвь династии закончилась на нём. Физические проблемы буквально изводили молодого фараона…
Компьютерная томография выявила многочисленные проблемы с ногами. У него была косолапость, как и у его дедушки и матери, ступня поворачивалась внутрь, наследственное заболевание, проявляющееся еще до рождения. Еще более болезненным был некроз костей двух его пальцев. Из-за сокращения кровоснабжения костная ткань испытывала недостаток кислорода и деградировала. Первоначально рассматривалось как возможный симптом болезни Колера II или синдрома Фрейберга-Колера, редкого заболевания костей, дальнейшие исследования предложили более вероятный сценарий, связанный с малярией.
Несколько доказательств указывают на хромоту. Свод его правой стопы был сплющен, вероятно, из-за дополнительного веса, который ему нужно было перенести на него, и вместе с ним в гробнице покоились сто тридцать тростей, некоторые из которых явно использовали.
У Тутанхамона был легкий кифосколиоз, искривление позвоночника, в то время как у Туйи, его прабабушки, был тяжелый кифосколиоз. Возможно, это не было заметно у Тутанхамона, но у его прабабушки, вероятно, была сгорбленная спина. Кроме того, и у Эхнатона, и у матери Тутанхамона был сколиоз, искривление позвоночника вбок.
Наконец, компьютерная томография показала серьезное повреждение кости ноги над левым коленом. Его тело пыталось залечить травму: в окружающих тканях были обнаружены признаки воспаления. Да, у мумии было множество сломанных костей из-за грубого обращения после ее обнаружения, но перелом ноги произошел при жизни, это ясно не только из-за признаков воспаления, но и потому, что жидкость для бальзамирования просочилась в трещины.
На момент смерти у фараона-подростка был зуб мудрости, который рос во рту боком и, несомненно, причинял боль. У него также был неправильный прикус. Интересно, однако, что его зубы были в особенно хорошем состоянии. У него не было ни кариеса, ни износа зубов, как у египетской знати из-за переработанных углеводов и песка, которые неизбежно попадали в пищу.
Наконец, у молодого фараона была волчья пасть, как и у его отца. Порок развития возникает на шестой и девятой неделях беременности, когда ткани неба срастаются. Если они не соединяются точно, на небе рта образуется щель. Сегодня люди с неисправленной расщелиной неба могут испытывать трудности с определенными звуками в своей речи. Около пятидесяти процентов детей с расщелиной неба нуждаются в логопедической терапии, поэтому вполне возможно, что у Тутанхамона был дефект речи.
Зато нет никаких указаний на то, что феминизация и удлиненные черты лица, свойственные изображениям правителей этой эпохи, были вызваны генетическими аномалиями.
Когда было опубликовано первоначальное исследование, другие исследователи ответили шквалом возражений, ставя под сомнение возможность извлечения незагрязненной ДНК, возраст которой составляет более трёх тысяч лет!!!
ДНК обнаружила нечто большее, чем родственные связи. У мальчика была малярия, несколько штаммов самых опасных видов. Plasmodium falciparum - это паразит, занесенный в кровоток комаром Anopheles. Оказавшись там, крошечный паразит, спорозоит в форме запятой, направляется прямиком в печень, добираясь туда примерно за полчаса, достаточно быстро, чтобы избежать иммунной системы человека. В печени он внедряется в клетку печени и размножается на сорок тысяч круглых мезозоитов. В конце концов, они прорываются из клеток печени в кровоток, чтобы найти клетки крови, в которых они прячутся, и размножаются еще больше. Анализ ДНК Тутанхамона выявил фрагменты генов мезозоитов. Малярия вызывает лихорадку, усталость, анемию и может повторяться циклически.
Дети, в частности, умирают от малярийных инфекций, но не всегда, а сообщества с долгой историей совместного проживания с паразитом часто вырабатывают определенный иммунитет, возможно, отчасти из-за мутации серповидных клеток. Анализ ДНК показал, что прабабушка и прадедушка Тутанхамона, Туйя и Юйя, были носителями тех же штаммов малярии, и оба они прожили за пятьдесят, относительно солидный возраст для того времени.
Серповидноклеточная анемия - это наследственное заболевание, которое может привести к определенной степени невосприимчивости к малярии, когда только один родитель передал ген. Самая большая проблема возникает, когда оба родителя передают ген серповидноклеточных клеток, и эритроциты сильно деформируются, слипаются, закупоривают капилляры, часто вызывая тяжелую анемию и некроз костной ткани: именно это показала компьютерная томография стопы Тутанхамона.
Анализ ДНК Тутанхамона далек от завершения. Но на сегодня считается, что Эхнатон умер в 1334 году до нашей эры. Тутанхамону было около шести или семи лет. Таинственный неизвестный фараон, или два, правили в течение нескольких лет, возможно, это была Нефертити под другим именем. Затем Тутанхамон, в возрасте девяти лет, стал фараоном.
Несмотря на несколько изображений царской семьи в Амарне, сделанных при жизни его отца, изображение Тутанхамона там отсутствует. Потребовался анализ ДНК и высеченная надпись на каменном блоке, в которой упоминаются Тутанхамон и его сестра как "любимые" Эхнатоном, чтобы подтвердить связь.
Возможно, его любили, но Эхнатон пытался создать видимость совершенства для своего народа и остального древнего мира, чтобы доказать, что он и его царица Нефертити были благословенными проводниками единого истинного Бога, Атона. Возможно, его сын и наследник, которому нужна была трость, чтобы ходить, который испытывал трудности с речью, который так часто болел, в эту картину не вписывался.