И фараон Аменхотеп I, и его мать, Яхмос-Нефертари, за свою Мудрость, приверженность Правде и многие благие дела, были обожествлены после смерти.
Им поклонялись на протяжении последующих столетий.
Культ фараона Аменхотепа I является самым продолжительным из всех царских культов: ему поклонялись на протяжении почти двух тысячелетий, причём, именно как святому предку и благому правителю.
Он был особенно развит в деревне у подножия западных Фиванских скал, где жили и работали строители царских гробниц. Аменхотеп I предстает перед глазами этих ремесленников как их первый благодетель: он основал это поселение и был невероятно щедр к ним при жизни- а теперь и после своей смерти оберегает их.
Также, он почитается как бог, который творил предсказания. Его статуе задавались вопросы, требующие ответа "да" или "нет"- и есть множество свидетельств, что обожествлённый царь даже устанавливал личность преступников, защищая тех, кто был неправедно осуждён!
Как жена царя Яхмоса, основателя 18-ой династии Нового Царства и мать Аменхотепа I, Яхмос-Нефертари считалась матриархом всей династической линии.
Она занималась при муже обеспечением тыла во время очень важной для Египта войны, а после его смерти стала регентом сына.
В тексте жреца, по имени Нефер, упоминается, что Яхмос-Нефертари, оправданная на загробном суде великим богом-владыкой Запада, Осирисом, вознеслась на небеса, и оттуда, как милосердная и могущественная Мать, Царица Небесная, покровительствует Египту.
Таким образом, имеются многочисленные изображения любого из них, датируемые более поздними правлениями. Например, вот такое изображение статуи святой царицы в её церемониальной ладье:
Или статуэтка Аменхотепа I времён Рамсеса II:
Однако, речь сегодня пойдёт не о том, как египтяне мастерски работали по дереву, и не о том, насколько важен для них был культ Яхмос- Нефертари и Аменхотепа Первого.
Я хочу направить ваш взор, а, затем, и мысли, показав статуэтку вот в таком ракурсе:
Ибо, самое поразительное в этом изделии - фрагменты из блестящих фаянсовых колечек, показывающих нам фактуру так называемой Синей короны.
Владыки Страны пирамид носили огромное количество головных уборов.
Например, таких:
Иногда, очень сложных.
Вот таких:
И таких:
Например, корона "Пшент" представляет собой комбинацию корон "Дешрет" (Красная) и "Хеджет" (Белая"), символизируя объединение Нижнего и Верхнего Египта под властью единого правителя:
Было высказано предположение, что оригинальная белая корона, возможно, была сплетена из зеленого папируса, а оригинальная красная корона, возможно, была сделана из меди, но это только предположение. Возможно, они были сделаны из войлока, кожи или чего-то совершенно другого.
Корона Сешед- единственная корона фараонов, сохранившаяся до наших дней:
Существуют различные теории относительно того, почему это так. Некоторые исследователи предполагают, что короны передавались по наследству, от монарха к монарху, а не хоронились рядом с правителями. Другие предполагают, что они изготовлялись из материалов, которые не выдержали испытания временем. Третьи считают, что обе эти теории могут быть верны одновременно.
Однако, следует отметить, что гробницы многих царей были ограблены уже в древности, и, к сожалению, мы не можем быть уверены, во что были одеты монархи после смерти.
Тутанхамон, например, был похоронен в "чапце" из тонкого, похожего на батист льна, расшитого бисером, его сфотографировали, прежде, чем он, увы, из-за своей хрупкости, распался:
Изначально Синяя корона, Хепреш, была боевым шлемом. Она стала "популярной" в эпоху египетской "империи", с XVIII династии, когда фараоны-воители, изгнав захватчиков-гиксосов, сделали свою державу самой мощной на Ближнем Востоке.
Образ фараона, мчащегося на колеснице в синей короне, стал классическим для египетского искусства:
Хепреш хорошо известна благодаря этому шедевру:
Заметьте, что корона, как всегда при изображениях фараонов, украшена священным символом царской власти- Уреем:
Однако, постепенно Хепреш стала просто одной из церемониальных корон, её носили даже те цари, которые никогда и не были на поле брани. Например, пухлый и изнеженный Аменхотеп Третий:
Да, не воин. Но властитель властителей. Самый могущественный и богатый из фараонов.