Гранаты как таковые появились в незапамятные времена — судя по всему идея метнуть во врага некую емкость, начинённую взрывчатым веществом, пришла человеку в голову вскоре после изобретения пороха. Достоверные сведения о систематическом применении представлявших собой глиняные сосуды гранат на Востоке датируются уже IX веком нашей эры. Примерно также гранаты сперва выглядели и в Европе, когда та начала осваивать огнестрел. В 1405 году Конрад Кайзер фон Айхштадт по-видимому впервые предложил использовать для гранат чугунный корпус специального изготовления, а в центре порохового заряда создавать полость, которая ускоряла сгорание смеси и увеличивала вероятность дробления корпуса на осколки. Тем не менее, глиняный вариант продолжал существовать ещё достаточно долгое время ввиду своей простоты, позволявшей изготавливать такие гранаты кустарным способом.
К XVII веку металл и мануфактурный метод всё-таки победили окончательно — и примерно тогда же гранаты, прежде применявшиеся в основном в ходе осад и штурмов крепостей, стали атрибутом также и полевых сражений. Вместе с тем армии держав ещё только начинали движение по пути стандартизации. В условной испанской терции соотношение между пикинёрами и аркебузирами задавалось достаточно строго, но вот выбор солдатами личного оружия оставлялся на их усмотрение, а гранаты относились именно к таковому.
Большой шаг в сторону водворения стандартизации в вооруженных силах сделала Англия во времена Гражданской войны и протектората Кромвеля. Армия Нового Образца, строившаяся во многом как антитеза прежним дворянско-аристократическим воинским традициям сторонников короля, вне всяких сомнений заложила основу для того нововведения, которое было предпринято в 1667 году — т.е. уже после Реставрации Стюартов. Судя по всему именно в Англии тогда впервые появились гренадеры как некий обособленный элемент штатного расписания пехотного подразделения: в каждой роте было специально выделено по 4 человека для метания гренад.
Вскоре новацию переняли на континенте, а к концу столетия принципиально изменилась и тактическая роль гренадеров. Гранаты того периода были достаточно тяжёлыми и неудобными. Наконец, они при неумелом обращении могли представлять нешуточную опасность для своих. Как следствие в гренадеры начали отбирать рослых и в то же время достаточно хорошо подготовленных солдат, что в свою очередь постепенно превратило их в ударную пехоту. В середине XVIII века знаменитые гренадеры Фридриха Великого, хотя и умели, конечно, обращаться со своим титульным оружием, куда чаще использовались для качественного усиления наступления обычной линейной пехоты. В ещё большей степени это стало характерно для эпохи Наполеоновских войн, когда дальность ведения огневого боя возросла, а при штыковых атаках почти всегда отдавалось предпочтение скорости и натиску — метать гранаты если и успевали, то лишь единожды.
Британцы, некогда первые выделившие гренадеров, с моей субъективной точки зрения достаточно быстро уступили пальму первенства по части их применения немецким государствам, а затем французам. Собственно одной из причин стало то, что в армии Великобритании так и не появилось самостоятельных гренадерских подразделений в ранге полка. Даже знаменитый полк Гвардейских гренадеров получил своё современное наименование как почётное в 1815 году за то, что выстоял под ударом французских гвардейских гренадеров при Ватерлоо. Вместе с тем «размазанность» гренадеров по линейным фузилёрским полкам укрепляла связь этой элиты армии и обычной пехоты. Гренадеры становились своего рода первыми среди равных, молодцами, за которыми (если, конечно, вышел ростом) можно и нужно тянуться — в том числе непосредственно в сражении. Не удивительно, что именно Марш британских гренадеров стал одним из самых популярных в вооруженных силах страны, удерживая этот свой статус с середины XVIII столетия и до наших дней.
Происхождение мелодии марша достаточно запутанное. Большинство исследователей относят появление музыкальной первоосновы к началу XVII века, но выделяют как праотца разные произведения. Одни находят корни Марша британских гренадеров в сборнике танцевальных мелодий Джона Плейфорда 1728 года, другие, как, например, викторианский музыковед Уильям Чаппелл, обращают своё внимание на произведение 1622 года под названием "Восторг сэра Эдварда Новелла". Есть и иные варианты. Голландцы, к примеру, убеждены, что «Британские гренадеры» — ни что иное, как переделка их Марша принца Фрисландского. Пожалуй лучше всего подытожил дебаты композитор Эрнест Уокер в 1907 году, который описал мелодию марша как "трехвековую эволюцию мотива, восходящего к елизаветинским временам".
Текст, судя по всему, возник во время Войны за Испанское наследство. На это указывает несколько характерных штрихов, в частности там уже фигурируют некие особенные шапки — т.е. высокие митры-гренадерки, и одновременно т.н. "loupèd clothes" - особые пальто с широкими кружевными полосами поперек груди.
Ко второй половине XVIII столетия марш был известен уже чрезвычайно широко — настолько, что незадолго до начала Войны за независимость США американские авторы создали ряд пародийных его перепевок. Официально, что достаточно примечательно, «Британские гренадеры» впервые начали применяться как полковой марш Королевской Артиллерии (с 1716 года), к которой далее присоединились Первый полк пешей гвардии (будущие Гвардейские гренадеры) и Королевский фузилёрный полк (в обоих - с 1763). Позднее его применение расширилось. Сейчас считается, что марш может исполняться для любых подразделений Британской, Канадской и Австралийской армий, элементом символики которых является изображение гранаты. Кроме того, песня вот уже на протяжении трёх столетий чрезвычайно распространена в армии Великобритании на низовом уровне, очень многие солдаты знают её текст - или, как минимум, фрагменты из него.
Ниже представлен английский оригинал и его авторский перевод-персказ на русский язык:
Some talk of Alexander, and some of Hercules
Of Hector and Lysander, and such great names as these.
But of all the world's brave heroes, there's none that can compare.
With a tow, row, row, row, row, row, to the British Grenadiers.
Those heroes of antiquity ne'er saw a cannon ball,
Or knew the force of powder to slay their foes withal.
But our brave boys do know it, and banish all their fears,
With a tow, row, row, row, row, row, for the British Grenadiers.
Whene'er we are commanded to storm the palisades,
Our leaders march with fusees, and we with hand grenades.
We throw them from the glacis, about the enemies' ears.[n 1]
With a tow, row, row, row, row, row, for the British Grenadiers.
And when the siege is over, we to the town repair.
The townsmen cry, "Hurrah, boys, here comes a Grenadier!
Here come the Grenadiers, my boys, who know no doubts or fears!
Then sing tow, row, row, row, row, row, for the British Grenadiers.
Then let us fill a bumper, and drink a health of those
Who carry caps and pouches, and wear the loupèd clothes.
May they and their commanders live happy all their years.
With a tow, row, row, row, row, row, for the British Grenadiers.
Мы знаем Александра, Геракла и других
Героев легендарных – и чтим мы память их.
Но древним не уступит, всем воинам пример
Тра-ра-ра-ра-ра, тра-ра-ра-ра-ра, наш британский гренадер!
Ведь греки не слыхали ружейных канонад,
Ведь римляне не знали пороховых гранат!
Но ставит в сердце страхам незыблемый барьер
Тра-ра-ра-ра-ра, тра-ра-ра-ра-ра – наш британский гренадер!
И вот мы все в атаку на частокол идём,
Штыки к стволам примкнули, гранаты достаём.
- Швыряйте их точнее! - Да да, так точно, сэр!
Тра-ра-ра-ра-ра, тра-ра-ра-ра-ра, в бой, британский гренадер!
Когда же штурм окончен, вернёмся по домам
«А вот и наши парни – гроза любым врагам!» -
Воскликнут горожане, и скажет гордо мэр:
Тра-ра-ра-ра-ра, тра-ра-ра-ра-ра, славься бравый гренадер!
Позвольте те же мне, братцы, поднять заздравный тост
За храбрецов, что ходят в атаку в полный рост!
Пускай живут счастливо солдат и офицер.
Тра-ра-ра-ра-ра, тра-ра-ра-ра-ра, за британских гренадер!
Автор - Иван Мизеров