Найти тему
СёмаЛитПроВсё

27 января день памяти жертв холокоста.

В этот день меня пригласили на документальный фильм "Stolperstein", что переводится как "Камень преткновения". Фильм о работе художника Гюнтера Демнига. Мне было очень интересно, как будет отображена история национал-социализма в этом фильме и будет ли она отражена вообще. Дело в том, что в последнее время, попадая на выставки, посвященные тому времени, я всё больше стал замечать, что история подаётся очень мягко, замыливая ужас и безумство, происходившее в то время. Вроде как, не так всё плохо было и геноцида практически не было и зверств на аккупированых территориях. Да и вообще, если бы не художник из Австрии, то хулиган из Грузии начал бы все это. Вот только "бы" мешает. Это только лишь моё мнение. Кстати 27. 01 о памятной дате разговаривали и в бундестаге, правда более предметно. Речь шла о жертвах нетрадиционной ориентации. Даже имел место приглашенный артист-транс. И само собой, не слова о Красной армии, табу с недавних пор.

Фото автора
Фото автора

Я же считаю, что история есть история, какой бы она не была, и никто не в праве её переписывать в свою угоду. Это есть фундамент и назидание для поколений. Что-то я отвлекся. Вот я и в кинотеатре. Фильм начался со вступительного слова, учеников местной языковой школы. Десять человек прочитали, каждый на своём языке название первой статьи конституции Германии - " Человеческое достоинство неприкосновенно"(прозвучала фраза и на русском и на украинском). Фильм снят в Германии в 2008 режиссер: Дёрте Франке.

Мы узнаём, что с 1996 года кёльнский художник- концептуалист Гюнтер Демниг возлагает по всей Германии мемориальные камни в память о людях, убитых нацистами. Его «камнями преткновения» являются латунные плиты, встроенные в мостовую, которые он лично устанавливает непосредственно перед последним местом жительства пострадавших. Сейчас насчитывается около 75 000 камней в более чем 1265 муниципалитетах Германии и 21 стране Европы.

Фото автора
Фото автора

В центре фильма-история еврейской семьи из Мюнхена. В 1939 году всю семью, кроме маленького сына, посадили в поезд направлявшийся в Латвию, где расстреляли. Мальчик вырос и сейчас он старый дедушка, который живёт в Манчестере. Он связался с Гюнтером и рассказал о своём желании увековечить память о родителях установлением в брусчатке перед их домом камня преткновения. Не согласовав с городскими властями, Гюнтер установил такой камень. Но на следующий же день камень был удален и размещён на кладбище. Я так до конца и не понял причину отказа местных властей, зрители сидевшие рядом шептались, что это всё политика. Родственник погибших горестно заметил, что получается его родителей депортировали повторно. С установкой других таких камней проблем практически не возникало.

В одной из сцен документального фильма, Гюнтер устанавливает камень, рядом стоит седой представитель родственников и к ним подходит сирийский дедушка. Представитель семьи объясняет происходящее, на что дедушка хвалит их и говорит, что память это хорошо и дело это правильное, но не нужно забывать о том, что воины происходят постоянно (говорит о Сирии), а это показывает нам, что память увы коротка.

Фото автора
Фото автора

Также фильм знакомит нас с тремя пожелыми женщинами из Гамбурга, которые занимаются тяжелым наследием своих отцов- эсэсовцев, регулярно полируя «Столперштейн», камни преткновения.

А в Венгрии молодая женщина хочет использовать художественный проект, чтобы заставить своих соотечественников рассказать об угнетенном прошлом. Интересны размышления главных героев, Гюнтера и его спутницы, на чьей стороне была Венгрия.

В 2015 году Гюнтер установил такой камень и в нашем маленьком городе. Как напоминание о работавших и погибших на фабрике подневольных рабочих.

Изготовление таких камней заключается не только в выбитой на нём фамилии с годами жизни. Гюнтер и спутница изучают архивы, общаются с родственниками, стараясь как можно больше узнать о погибших. Каждый такой камень это история, это чья-то отобранная жизнь. В интервью Гюнтер не скрывает эмоций, говоря о том, что каждый камень индивидуален, и о том, что трагедию каждой семьи он пропускает через себя.

Вот такое вот кино. Когда оно закончилось, можно было задать вопросы приглашенному профессору истории. Вопросов у меня не было, я лишь сказал, что 27.01 так же день снятия блокады Ленинграда, блокады унёсшей сотни тысяч жизней (около миллиона).

В своих поездках по Германии, я всегда останавливаюсь около таких камней, читаю, делаю фото.

Фильм мне показался честным, без выдумок, герои не старались что-то приукрасить, а просто показывали свою жизнь и работу. Если что-то не знали, не стесняясь говорили, что не знают, ничего не выдумывая.

Как вы считаете, нужным ли делом занят Гюнтер? Сейчас ему 75 лет, будет ли кто то продолжать его работу? Нужны ли подобные фильмы?

Спасибо за прочтение. Берегите себя и своих близких.