Мечта первая про папу
Саша Никонов любил мечтать. В мечтах все было так здорово! Что хочешь, то и придумаешь. Можно представить, что он - с отцом.... Высокий, большой, с добрыми глазами, он берет Сашу за руку, и они идут по улице, а все оборачиваются и говорят: "Вот Саша Никонов с папой идет," А папа улыбается и говорит: "У меня сын - самый хороший, лучше не бывает!" Потом папа рассказывает... Нет!
Потом папа начинает строить самолет, модель самолета, и Саша ему помогает. Они прилаживают пропеллер, крылья, рисуют звезды. И наконец, самолет готов: белый, он сверкает на солнце и немного подрагивает, взлететь хочет. Саша берет самолет в руки, и они идут втроем: Саша, папа и самолет - на пустырь около дома. Все мальчишки во дворе стоят, их много, и Саша гордо проходит мимо -он с папой - и все мальчишки с завистью переговариваются: "Везет Сашке, у него отец такой, закачаешься. И смотрите: самолет прям настоящий!"
На пустыре Саша ждет. Папа что-то делает, будто колдует, а потом говорит: "Запускай!" Саша запускает самолет, бросает его вверх. Красиво несется вверх белый самолет, в голубое небо, покачивая крыльями. Папа берет в свою теплую большую ладонь Сашину руку и поживает в мужском рукопожатии.
Папы у Саши нет. Папы бы его любил. Как здорово, когда тебя любят! Саша завидовал тем, кого любят. Это же всем понятно, когда любят.
Мечта вторая про любовь
Раньше, когда Саша ходил в детсад, мама его любила. Она и тогда ругалась. конечно. Ну не так, как сейчас. И не дралась, а наоборот, целовала и гладила по голове. Раньше мама была красивая, добрая.
Реальность
Саша глубоко вздохнул: одно огорчение от этих мыслей. Лучше помечтать. О чем бы? Как назло, не придумывалось.
Он встал из-за стола, отодвинув учебник и тетрадь. Уроки делать совсем не хотелось.
Саша был рослый не по годам, неуклюжий, из-за чего происходили всякие неприятности. Вот и сейчас, ногой зацепилась табуретка и упала с грохотом. Мамка бы сразу закричала:
-Что ты грохочешь, паразит чертов? Знаешь, я не выношу шума. Вот! Сразу голова заболела, будто молотки. Никакого сладу с тобой! Раззява. Господи, за что мне такое наказание!
Саша, словно вслушиваясь, поднял бледное лицо, и его светло-голубые глаза приобрели рассеянно-страдальческое выражение. Ну что он может поделать с собой? Все бьется, ломается, падает. Вещи против него. Вот если бы живое...
Мечта третья про щенка
Был бы у него щенок. На сердце тепло ворохнулось. Длинные губы раздвинулись в улыбке. Лохматый, толстый, вертлявый шарик возле ног. Саша прямо-таки почувствовал прикосновение мягкой плотной шерсти и холодного носа. Саша представил, как он бросает ветку, и щенок, потешно виляя задком, мчится за поноской, и вот он уже с веткой в зубах, хвост так и ходит ходуном.
Дальше мальчишка представил медаль на выставке; пожар в доме напротив, спасенного ребенка; страх больших мальчишек, которых защитил четвероногий друг, он защищал хозяина, как тигр...
Реальность
Стекло окна нахолодило лоб и расплющенный нос. За окном падал ватными хлопьями снег. На карнизе сторожко, кругло поглядывая черным глазом, стоял голубь. От Сашиного движения он испуганно шарахнулся фррр крыльями.
Надо проверить кормушку, вспомнил Саша. На балконных перлах, на ящике и даже на веревках для белья толстым слоем рыхло лежал снег. В кормушку тоже снег насыпался, хотя над ней и была крыша. Вмиг покрасневшими руками, Саша стряхнул хлопья, сбегал на кухню, взял хлеба, кусочек сала - пришлось два раза ходить на балкон - и улыбчиво любовался делом своих рук. Вскоре он увидел птичий пи. Откуда они узнали, что Саша открыл столовую? Даже синички прилетели. Может, у них есть телеграф?
Входная дверь хлопнула, взлетели в тревоге птицы, у Саши внутри что-то сжалось. Он обернулся и увидел маму посреди комнаты.
-В чем дело? Ты почему не переоделся после школы? - спросила она раздраженно. И тут она увидела следы в кухню. Саша тоже увидел свои следы, на одном месте еще не растаял пластик снега.
-А натоптал-то! Ты почему не ценишь мой труд? Как это называется. Тут на работе наломаешься, в автобусе намнут бока. Домой придешь, ни порядка, ни чистоты, ни покоя!
Она подскочила и стукнула Сашу сумкой. Он успел втянуть голову, закрыв ее руками.
-Бери тряпку, вытирай немедля,- выкрикнула мама.
-Я не буду больше, - уныло и с готовностью проговорил Саша.
-Уроки сделал? Не сделал, конечно. Давай быстро, делай. Пока ужин сготовлю, чтобы все уроки были сделаны!
Мечта четвертая про Луна-парк
После уроков начиналась жизнь. Вместе с мальчишками Саша облазил крыши двух гаражных кооперативов, все задворки в микрорайоне, все пустыри в округе, все уголки парка. В парке было прикольно: среди прозрачных, еще голых берез и рябин сочно зеленели сосенки, пахло прелым листом и хвоей. На припеке пробивалась травка. В парке было здорово потому, что с недавнего времени готовилось что-то интересное. На площадь завезли фургоны. Ребята гадали: стройка? Зоопарк? Оказалось: Луна-парк.
Будто за ночь вырос сказочный городок с красочными аттракционами: лебеди, паровозик с вагончиками, автодром, игрушечно-красивые киоски, людоедские рисунки у входа "Пещеры неожиданностей". Скачущая игривая музыка заманивала: иди-иди, сюда-сюда, скорей-скорей!
Реальность
Мальчишки пошли на разведку и - обомлели: чудеса! Они обошли все аттракционы, постояли возле каждого.
- Вот это да! - воскликнул Вадик Лопаницын.- Покататься бы! Автодром... "Пещера неожиданностей"... Вот бы побывать. Дести рублей. Вот это да!
Даже Дима Попов, обычно держанный, молчаливый, серьезный по-взрослому, оживился, теребил Сашу за рукав и восклицал:
- Дракон, карусель... Надо в центр мяч бросить. Попадешь, бесплатно поедешь!
Мальчишки говорили взахлеб, не слушая друг друга. Потом приуныли: очень хотели прокатиться, хоть разочек, хоть на чем. Тут-то Сашу осенило.
Мечта пятая про неограниченные возможности
- Ребята! У меня есть деньги, - сказал он радостно. Мальчишки уставились на него. - Только не здесь, дома. У нас много денег. Мамка копит. Я маленько возьму, она даже не заметит. И мы покатаемся?
- Идет! Давай!- согласились все. Правда, Дима Попов заметил:
· А тебе не влетит...что без спроса взял?
· - А! - махнул рукой Саша. - Ничего страшного. Я же немножко возьму... Влетит, конечно. Но мы же маленько!
· - Саша-Саш, мне в "Пещеру неожиданностей" дашь на билет? Я потом верну, - умоляюще попросил Вадик.
· - И мне тоже. Только один билетик, - попросил Костя Черных. На Сашу смотрели пять пар ожидающих глаз: еще были Петька Сковорода, Сковородин, то есть, и Танька Кузнечиха - она хоть и девчонка, но, как пацан, не ныла никогда, и ее мальчишки не прогоняли от себя.
· - Айда! - сказал Саша.
· Легкой кавалерией ребятня помчалась к дому Никоновых, ввалилась в квартиру. Саша, не разуваясь, прошел на кухню. Достал банку. И - смятение, колебание: может, не надо? - мгновением. Дыхание - за спиной. Саша открыл крышку.
· -Ого! - восторженные глаза. - Куча денег!
· Саша прихватил несколько бумажек: - Пошли!
Реальность
· Ребята торопливо обувались. Саша запихивал деньги в карман, и в этот момент Дима Попов - он не проходил дальше порога - сказал озабоченно:
· - Сашка, а ну его! Луна-парк этот. Давай не пойдем? Лучше вначале спросить.
· Саша было заколебался. Танька Кузнецова, которая дольше всех возилась с сапогами, не могла застегнуть молнию, подняла вверх красное лицо и затараторила:
· - Вечно ты, Димка, такой: лучше не надо, лучше спросить. Смотри, какой Сашка - совсем не жадный!
· - Пошли, пошли, - торопили мальчишки, подталкивая Диму к выходу.
· - Нет, я не пойду, - сказал Дима. - Чужие деньги... нельзя. И вы - тоже... Зря это!
Мечта шестая про аттракционы
· Но Сашу уже несла волна. Высокий, сильный, добрый, он шел впереди, а за ним, семеня и спотыкаясь, бежала мелюзга.
- Я - в "Пещеру"...
· - А я - на автодром!
· - Я - тоже.
· - По разу на всех аттракционах прокатимся, - сказал Саша.
· -Ура! Вот здорово. Ай да Сашка. Вот это да! - вразнобой говорили мальчишки. Петька Сковорода заметил: - А Димка - дурак, еще сто раз пожалеет. Позавидует еще нам. Правда, Саш?
· Еще раз сомнение почувствовал Саша при покупке билетов. Но карусельно кружился разноцветный и пестрый мир вокруг. Призывная музыка торопила: ха-ха-ха, еще-еще!
· В "Пещере неожиданностей" Таньку стукнул по голове скелет, и она так визжала, что мальчишки от смеха чуть животики не надорвали. Потом захотелось пить, и Саша купил мороженого. Потом ребята открыли очень заманчивую игру под непонятным названием кегельбан. Специальное место с деревянным настилом, аттракцион по сбиванию кеглей шарами. Это - как лотерея, только беспроигрышная: купи билетик, и жевательная резинка или яркая машинка - твои. Машинку никто не выиграл. Зато всем досталась жвачка, Вадьке даже две. Кузнечиха - смех! - выиграла ершик для мыться посуды, а Костя Черных - кусочек мыла. Саше повезло: ему дали игрушечное ружье.
· -Какие-то обманщики! - закапризничала Танька. - Я хотела куклу. Зачем мне этот ершик? - Она выбросила его в урну. - Меня уже тошнит. Я домой пойду.
· - Уже поздно, - подтвердил Вадик. - Я тоже домой. Пока!
Саша, Петька и Костя еще разок прокатились на машинах на автодроме. Слегка пошатываясь, оглушенные звонками и резкими движениями машин, постояли на площади. Время было позднее, надо идти домой. Чем ближе к дому, тем непослушнее ноги, тяжелее. Больше грязи на ботинках, что ли?
-Ладно, Сашка, чау, - сказал Костя.- До завтра, - попрощался Петька.
Реальность
- Санька, ты чего это стоишь? Уф! Я сразу и не поняла, что это ты, - говорит с одышкой соседка, тетя Маша. Надо лампочку ввернуть, все время перегорает. А ты что здесь стоишь, в подъезде. Уф. Тебя мать искала, бегала по двору. Иди, милок, в дом. Замерз, небось.
· Саша медленно поднимается по лестнице к своей двери. Один пролет от окна лестничной площадки до двери он идет ме-е-едленно.
· - Опять что-то набедокурил, - снизу, издалека говорит тетя Маша и поднимается следом, тяжело дыша.
· - Ты!? - встречает его мамка. - Явился. Ну, рассказывай о своих приключениях... Где деньги? Ты куда деньги дел? Где?
· Саша роется в карманах, ружье он прислонил к двери, роется и находит, наконец, изжульканную бумажку.
· - Вот. Мама, а я ружье в кегельбане выиграл.
· - Так это это.., - растерянно говорит мама. - Где остальные?
· Саша роется по карманам, в них пусто.
· Мамка разглядывает помятую банкноту, а потом начинает бить Сашку, плача и выкрикивая что-то непонятное. Саша терпит, закрывается руками. Мамка тащит его на кухню, пересчитывает деньги, видно снова, они вынуты из банки и лежат на столе, и снова спрашивает, куда же он дел остальные?
· - Вот это самое ружье? Как говоришь - ке? кегель? кегельбан?! - Мать крутит в руках ружье, недоуменно и зло поглядывая на Сашу. - Ах ты, паразит чертов.
· Она начинает его колошматить этим ружьем, словно радуясь возможности отплатить за все, за свою болезнь, постоянную скупость, за эту бездарную трату денег, за дурость.
· Когда она устает, то садится и снова плачет. Саша стоит посреди кухни. От ботинок на полу грязные следы и ошметки грязи. Саша старается не шевелиться, выжидает, когда мать успокоится. Она отплакала свое, ей пришла в голову идея: одевается и тащит его по квартирам друзей - участников растраты. По дороге шипящим голосом угрожает отдать его в интернат, в колонию для малолетних преступников.
· Ближе всех живет Танька Кузнечиха. Танька открывает дверь и зовет свою мать.
· -Таня?! - восклицает она. - Что я слышу? Как ты могла? Послушайте, как же так?... такая сумма! Вы уверены?
· - У меня не так много денег, чтобы их не считать, - оскорбленно отвечает Сашина мать. - Я об него, паразита, это ружье обломаю. Как просила, как умоляла: не бери деньги!
· По ее щекам текут слезы.
· -Не плачьте, успокойтесь, - говорит Танина мама. - Мы подсчитаем, сколько Татьяна истратила, завтра она принесет деньги в школу.
· После этих слов Никоновы уходят.
· У Петьки Сковороды родители совсем пьяные, с ними не поговоришь. Никоновы идут дальше. Мамка притихла, хотя в плечо продолжает пихать. В других квартирах их встречают удивление взрослых, виноватые лица друзей. Плачуще мать рассказывает сегодняшнюю историю, но всякий раз реакция ее не устраивает. Еще она сердится, когда родители Кости ей возвращают кусочек мыла.
· В свой подъезд она входит разъяренная: и ответами, и своей жалкой ролью, и сразу за дверями бьет его снова, уже предательски трещит ружье.
· - Пока не сломаю его, не успокоюсь, - зло обещает она. - Где я возьму деньги на операцию?!
· Саша не чувствует ни боли, ни злости, ни жалости. Ему абсолютно все равно.