В 1984 году папа римский Иоанн Павел II и католикос-патриарх Ассирийской церкви Мар Дынха IV встретились впервые. 11 ноября 1994 года в Риме папа Иоанн Павел II и патриарх Мар Дынха IV подписали совместную христологическую декларацию. В данном документе утверждалось «единое исповедание веры во Христа, в Котором «Божество и человечество соединены в одном Лице», и в Деву Марию, «Мать Христа Бога нашего и Спасителя». Для дальнейшего движения к полному общению главы двух церквей приняли решение о создании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу. По просьбе Ассирийской церкви Востока 20 июля 2001 года папский совет по содействию христианскому единству выпустил документ под названием «Руководство по допущению евхаристического общения» между Халдейской католической церковью и Ассирийской Церковью Востока. В тексте этого документа говорилось о признании действительности таинств Ассирийской церкви (в т. ч. евхаристии, совершаемой по чину литургии апостолов Аддая и Мари, в которой нет institutio – т. н. «установительных слов») и разрешался интеркоммунион «в случае необходимости».
Совместная христологическая декларация между Католической церковью и Ассирийской церковью Востока
Его Святейшество Иоанн Павел II, епископ Римский и папа Католической церкви, и Его Святейшество Мар Дынха IV, католикос-патриарх Ассирийской церкви Востока, благодарят Бога, который побудил их к этой новой братской встрече. Мы рассматриваем эту встречу как главный шаг на пути к полному общению, которое должно быть восстановлено между нашими церквами. Мы действительно можем, отныне, провозгласить вместе перед миром свою общую веру в тайну Воплощения.
***
«Как преемники и хранители веры, воспринятой от апостолов и сформулированной нашими общими отцами в Никейском символе веры, мы исповедуем Единого Господа Иисуса Христа, Единородного, Сына Божия, вечно рождённого от Отца, прежде всех век (времён), сшедшего с небес и ставшего человеком ради нашего спасения. Слово Божие, Второе Лицо Святой Троицы, воплотилось силой Святого Духа, восприняв от Пресвятой Девы Марии тело, оживотворённое душой, с которым Оно нераздельно соединилось с момента зачатия.
Посему Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек, совершенный в Своём Божестве и совершенный в Своём человечестве, единосущный Отцу и единосущный нам во всём, кроме греха. Его Божество и Его человечество соединены в Одном Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно. В Нём различия природ Божества и человечества сохраняются со всеми их свойствами, качествами и действиями. Божество и человечество отнюдь не составляют «одного и другого», но соединены в Лице Единородного Сына Божия и Господа Иисуса Христа, единственного объекта поклонения.
Посему Христос не есть «обычный человек», избранный Богом для пребывания в нём и вдохновления его, как праведников и пророков. Но Сам Бог Слово, рождённый от Своего Отца прежде всех веков (миров), безначальный по Своему Божеству, в последние времена родился от Матери без отца по Своему человечеству. Человечество, рождённое Пресвятой Девой Марией, всегда было [человечеством] Самого Сына Божия. Поэтому Ассирийская церковь Востока молится Деве Марии как «Матери Христа Бога и Спасителя нашего». И исходя из той же веры, католическая традиция обращается к Деве Марии как «Матери Бога» и «Матери Христа». Мы оба признаём правомерность и верность этих выражений одной и той же веры и мы оба уважаем предпочтение каждой Церкви в её литургической жизни и благочестии.
Сия есть единая вера в Тайну Христову, исповедуемая нами. Столкновения прошлого привели к анафемам некоторым лицам и формулам. Дух Божий позволяет нам сегодня лучше понять, что те разделения произошли во многом из-за недоразумений.
Каковыми бы ни были наши христологические расхождения, сегодня мы ощущаем себя объединёнными в одной и той же вере в Сына Божия, ставшего человеком, чтобы мы стали чадами Божиими по благодати. Отныне мы желаем вместе свидетельствовать об этой вере в Того, Кто есть путь, истина и жизнь, провозглашая её соответствующим образом нашим современникам чтобы мир уверовал в Евангелие спасения».
***
Тайна Воплощения, которую мы вместе исповедуем, не есть абстрактная и изолированная истина. Она относится к Сыну Божьему, посланному ради нашего спасения. Домостроительство спасения, берущее своё начало в таинстве общения Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа, – осуществляется через приобщение к этому общению, по благодати, внутри единой, святой, соборной и апостольской Церкви, которая есть Народ Божий, Тело Христово и Храм [Святого] Духа.
Верующие становятся членами этого Тела через таинство крещения, через которое водой и действием Святого Духа они вновь рождаются как новые творения. Они подтверждаются печатью Святого Духа, дарующегося в таинстве миропомазания. Их Общение с Богом и между верующими в полной мере осуществляется уникальным приношении Христа в таинстве Евхаристии. Общение восстанавливается для грешных членов Церкви, когда они примиряются с Богом и друг с другом через таинство покаяния. Таинство рукоположения в священство апостольской преемственности обеспечивает подлинность веры, таинств и евхаристическое единство каждой поместной церкви.
Живя этой верой и этими таинствами, отдельные католические и отдельные ассирийские церкви могут признавать друг друга в качестве церквей-сестёр. Чтобы быть полным и цельным, общение предполагает единодушие относительно содержания веры, таинств и характера Церкви. Поскольку это единодушие, к которому мы стремимся, ещё не достигнуто, мы, к сожалению, не можем вместе совершать Евхаристию, которая является знаком уже полностью восстановленного церковного общения.
Тем не менее, глубокое духовное общение в вере и взаимное доверие, которое уже существуют между нашими церквами, дают нам право отныне рассматривать возможность совместного свидетельства о евангельской вести и сотрудничества по конкретным пастырским вопросам, особенно в областях катехизации и подготовки будущих священников.
Благодаря Бога за то, что Он заставил нас заново открыть то, что уже объединяет нас в вере и таинствах, мы обязуемся сделать всё возможное, чтобы устранить препятствия прошлого, которые всё ещё мешают достижению полного общения между нашими церквами, чтобы мы могли откликнуться на призыв Господа к единству своих верных, единству, которое, конечно же, должно быть выражено зримо. Чтобы преодолеть эти препятствия, мы создаём Смешанный комитет для богословского диалога между Католической церковью и Ассирийской церковью Востока.
Подписано в соборе Святого Петра 11 ноября 1994 г.