Найти в Дзене

Почему “варварское” отношение к животным на Чукотке не такое уж и варварское.

Я тут начал перебирать архивы, это мне нужно для одного нового проекта. И, какое же это вдохновение и счастье, перебирать некоторые съемки и понимать, что все это действительно произошло с тобой. Несколько лет назад мне повезло снимать на Чукотке собачью гонку "Надежда". Это единственная гонка, в которой могут участвовать только кмнс (коренные малочисленные народы севера), в отличие от той же Беренгии на Камчатке или всемирно известной гонки Идитарод на Аляске. Сейчас в силу политических условий и закрытости границ, в основном, в ней участвуют именно жители Чукотки, а точнее морзверобои с побережья.

Собаки идут во время снежной пурги
Собаки идут во время снежной пурги

И вот что интересно. Публикуя в соц сетях эти снимки, я переодически получаю комментарии в стиле “ах, какое плохое отношение к животным”, “как “жестоко“, ”почему “бы не использовать снегоход” и т.д. Особенно это часто прилетает от иностранцев. Но эти комментарии далеки от реальной ситуации. И далее я расскажу почему.

Собака спит прямо на снегу во время привала
Собака спит прямо на снегу во время привала

Собаки на которых они едут – это именно рабочие собаки, они работают весь год, таскают для охотников морского зверя с побережья до поселка. “Так они там еще и моржей с китами убивают, ну вообще жестокость какая!” – снова воскликнут защитники животных и вновь окажутся не правы.

Мы привыкли мерить остальных по условиям жизни, в которых мы находимся. В основном, вся защита животных идет от жителей больших городов, где магазины более чем переполнены продуктами на любой вкус и цвет. Вокруг развитая инфраструктура, есть свет, тепло. И в этих “тепличных” условиях можно довольно быстро забыть, на каких трудах это построено. На огромном количестве ферм, на сложнейших логистических поставках, на сжигание углеводородного топлива – все это находится под слоем городского комфорта.

Каюр во время остановки. На лице можно увидеть следы обморожения.
Каюр во время остановки. На лице можно увидеть следы обморожения.

А теперь представьте себе, что вы родились и выросли на берегу океана на крайнем севере. Вокруг вас – тундра, где невозможно вырастить овощи. Продукты завозятся в поселок раз в несколько месяцев (и точного расписания нет). И единственным источником белка и витаминов является мясо. Поэтому на севере так распространено оленеводство. И поэтому жители прибрежных поселков все еще имеют официальное право охотится на морского зверя. Потому что от этого зависит их выжидание, они не могут полагаться на городской комфорт, потому что его там попросту нет в том виде, к которому мы привыкли.

Зима на Чукотке
Зима на Чукотке

И да, огромную роль здесь играют собаки. Они таскают туши животных, на них могут ездить охотники. За это животное всегда сыто. Что будет если собаку отпустить на волю? Она просто не сможет добыть морского зверя, так как это сложно и подвластно только человеку. Получается некий симбиоз и взаимосвязь, где обе стороны выигрывают от взаимодействия.

Каюр гонит собак возле поселка Эгвекинот
Каюр гонит собак возле поселка Эгвекинот

Пока я жил в большом городе, я мало об этом задумывался. Но командировки на север полностью перевернули мое представление о том, какой может быть жизнь в далеких местах нашей страны. В частности, поездка на Чукотку была одной из любимых. Прошло несколько лет, а я заново погружаюсь в архивы этих снимков с огромным удовольствием. По условиям, это была одна из самых сложных съемок, но и творческий результат оказался пропорционален затраченным усилиям).