Найти тему
Bellalavanda

Невестина баня

«Простишься с девичей красотой, поплачешь, а на утро обвенчаетесь», -причитала бабка, расчёсывая волосы внученьке. «Не бойся, милая, жених твой добрый, видно, что не жадный».

"Под венец", худ. К. Маковский
"Под венец", худ. К. Маковский

Юная невеста заливалась слезами, пока подружки весело пели песни. Прощание с девичей кра'сотой – старинный предсвадебный обряд. Двенадцать женщин, среди которых были родственницы и подруги невесты, собирались в светлице, а затем шли в баню.

Прощаясь со своей красотой, девушка лишалась собственной воли, признавая право супруга распоряжаться отныне ее жизнью. В качестве кра'соты назначался один из символических предметов – платок, косник, ленточка из косы, а может быть и прялка. Иногда это было особое деревце или ветки, украшенные лентами и бусинами. Этот символ, «красоту», невеста передавала младшей сестре или лучшей подруге, как бы благославляя ту.

Все это традиции девичников наших предков.

-2

Еще одна предсвадебная традиция – прощание с косой, ведь коса главное украшение девушки. И после свадьбы ее нужно прятать под платок и показывать только мужу.

На девичнике подруги последний раз заплетали невесте девичью косу. Плели сложно, долго, с наговорами, песнями, заклятиями от сглаза и порчи, приворотными речитативами. В косу вплетали ленты, цветы, булавки. Право распустить косу жених должен был выкупить у родных своей суженой. После этого ее распускали. Невеста должна была сопротивляться, наматывать косу на руку, запутывать ленту сильнее. Ведь она прощалась со своим девичеством.

А после подруги вели невесту в баню. Шествие было торжественным, с песнями и плясками. Невесту осыпали зерном, а перед ней несли хлыст, отгоняя нечистую силу.

"В баню", худ А.К. Сайфутдинов
"В баню", худ А.К. Сайфутдинов

«Невестина баня» была одной из важнейших частей девичника. Омовение было важным обрядом, символизировавшим переход человека из одного состояния в другое. Невеста смывала с себя «девичью красоту», примывая «бабью красоту». Теперь она становилась мужьей женой, хозяйкой, матерью. Девичьи игры и развлечения нужно было забыть, с подружками проститься.

Кроме того, в бане совершались и обряды, должные крепко связать вместе жениха и невесту. С девушки собирали пот, а после добавляли его в напиток жениху на свадебном пире. Воду, которой невеста омывалась, добавляли в свадебный квас, «чтобы все ее любили». Невеста в бане примеряла рубаху и порты, которые до этого должна была сшить для суженого.

После омовения женщины пировали пирожками и пирогами, а при выходе из бани невесту ждали новые испытания. Волосы ей покрывали платком, на плечи накидывали тулуп или шубу. У выхода из бани стояли повитухи, сваха и старшие женщины семьи.

"Девичник", худ. А. Корзухин
"Девичник", худ. А. Корзухин

Пять подруг брали в руки каждая по предмету утвари. Одна мела перед невестой метелкой, чтобы семейный путь был без ссор. Вторая держала корымысло с ведрами – чтоб вода между супругами не протекала и они крепко держались друг за друга. У третье в руках был таз с кочергой – чтоб молодая хозяйка хлебосольно кормила семьи и встречала гостей. Другие бренчанием и колокольчиками отпугивали злых духов и сглаз.

Этот выход из бани очень живописно изобразил художник Алексей Корзухин в 1889 году.

Жених тоже перед свадьбой парился в бане. Его сопровождали родственники и друзья, а после устраивалась шумная пирушка-мальчишник. Кстати, в этот же вечер в доме жениха пекли обрядовый хлеб. Это мог быть каравай или пирог с начинкой, а иногда и пряник. Чтобы жизнь была сладкой и богатой.

Подписывайтесь на мой канал об истории, чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц