Часть 2. Нравственное учение.
ГЛАВА IV. О НРАВСТВЕННОМ ЗАКОНЕ
9. Особенности нравственно-свободного [человека] и нравственно-несвободного [человека]
а. Особенности нравственно-свободного [человека]
Характерной чертой [нравственно-свободного человека] является принципиальная нравственная свобода. Это- добродетель, целомудрие, скромность, нравственное мужество, сила воли, непобежденность грехом, непреклонность в соблюдении воли Божией, самоотречение, царственность и независимость.
Нравственно-свободный человек есть истинный образ Божий, так как он стал
Ему нравственно подобен. Его воля тождественна с Божественной волей, которая написана в его сердце как нравственный закон и в нем, [т.е. в его сердце] находится желание абсолютного блага и он всегда думает о хорошем, приятном и совершенном в Боге. Все его желания святы и его стремления чисты. Его сердце любит Бога, но душа желает и ищет Его. Его ум, озаренный Божественным светом, ясен, как небо, украшенное солнечным сиянием света. Мудрость, благоразумие и рассудительность, освещают его внутренний мир. Уста его хвалят Бога. Благодарственные и хвалебные псалмы непрестанно льются из его сердца, текут из уст его «как сладкая и чистая вода».
Его совесть спокойна как воды озера, раскинувшегося посреди рая. В нем преобладает мир, никакие страсти не поднимаются в его сердце, потому что они у него покорны его нравственной свободе.
Он спокойно идет по пути истины и трудится для сохранения блага, просит о пришествии Царствия Божия на земле и охотно отдает всего себя для достижения его. Он делает все для этого.
Его поступки и дела основаны на любви к ближнему. Его сердце радуется неизреченной радостью и мир царит в нем.
Он наслаждается красотой творения и радуется, открывая в нем Божественную премудрость и всемогущество. Он проводит свою жизнь в молитве и делании добра, и он заботится о том, чтобы угодить Богу.
Нравственно-свободный [человек], украшен всеми добродетелями. Благочестие, справедливость, праведность и благоразумие, украшают его нетленными венками. Живя на земле, он показывает собой Бога-Творца и отображает в своем образе Его красоту.
Его пути прямы и его место - в небесах. Он становится бессмертным и ходит по небу, вступая в лики ангелов, святых и праведников, беспрестанно восхваляя Бога Своего Творца и Создателя.
Блажен человек истинно нравственно- свободный, ибо он благополучно дойдет до намеченной и желаемой цели, для которой он и предназначен.
б) Особенности нравственно-несвободного [человека]
Нравственно-несвободному [человеку] свойственны любовь к закону греховному, нравственная зависимость от страстей, нравственный плен, злоба, прелюбодеяние, слепота, высокомерие, дерзость, трусость, наглость, бесстрашие, неудачливость, унижение, неуважение, несправедливость, ложь, глупость и остальные пороки, опустошающие и унижающие человека.
Нравственно-несвободный [человек] действительно несвободен, ибо он раб страстей и своих желаний. Так как безнравственная зависимость есть нравственное рабство, а нравственное рабство есть несвобода, то отсюда следует, что нравственно-несвободный действительно несвободен и раб закона греха, слаб в поступках ко всякому добру, которое диктуется волей внутреннего человека.
Апостол Павел говорит об этом рабстве: «Разве не знаете, что тому, кому вы отдаете себя в рабы и повинуетесь, тому и вы действительно становитесь рабами?» (Рим. 6, 16).
А Иоанн Златоуст говорит: "Падение и отдача страстям есть последнее рабство, ибо только свобода есть владычество над ними".
Тот, кто не имеет нравственной свободы, находится в жалком состоянии нравственного разложения, нравы его жалки, вид его вызывает отвращение, отношение [с людьми] у него непристойно, образ его лица носит черты его испорченной души. Страсти души отпечатаны яркими красками на его лице. Весь его вид раскрывает его нравы. Все духовное отошло от него. Его разум радуется, когда занят чем-то низким и незначительным.
Потому что тщеславие — его идеал, и его сердце ищет земных удовольствий. Его свободная воля теперь склоняется ко злу, которое он всегда предпочитает всему остальному. Его разум, затуманенный мраком греха, блуждает в своих размышлениях и порождает искаженные мысли. Его слова полны чепухи, и его дела также глупы. Находясь в рабстве у своих страстей, он думает, что он свободен, будучи несвободным и насмехается над истинно нравственно-свободными.
Дерзкий и беззастенчивый, он не колеблется перед лицом всякого уродства. Он отменяет силу нравственного закона и отрицает своего Законодателя. У нравственного - несвободного человека мелочные мысли, низкие желания и нечестивые желания. Он побеждается надменностью, высокомерием и гордыней, в нем царит эгоизм. Он все делает для развлечения и удовольствия.
Человек, нравственно-несвободный, после того, как получил власть стать нравственно-свободным и царствовать и властвовать над всем, сам того не сознавая, привел себя к тирании страстей и сделался их рабом.
Как говорится в Писании: «человек, будучи в чести, не уразумел, сравнялся с несмысленными скотами и уподобился им» (Пс. 48:13). Бедный человек! Что же будет с таким человеком, когда он предстанет перед Богом, Который создал его, в таком нравственном состоянии ? Как он выдержит проверку Своего Божественного Творца?
О, какая огромная разница между ними! Сколько красоты в истинной нравственной свободы и сколько непристойности в ложной свободе. На какую высоту поднимает одно и на какую глубину опускает другое.
Сколько добра приносит человек [истинно-свободный], столько зла приносит другим [не истинно-свободный]! Что слава одного, то позор и бесчестие другого! Насколько одна уподобляет [человека] Богу! Насколько другая искажает первообразную красоту Богоподобного образа! Как близка одна к Богу. Насколько другая отдалена от Бога!
Поэтому всякому желающему сохранить себя свободным, хорошо проверять, какие желания, побуждают его к действиям, глубоко исследовать, что является движущей силой [его поступков], находить те рычаги, которые движут им, ему нужно наблюдать за их характером, вопрошать [об этом своего] внутреннего человека, и если внутренний человек соглашается, то воля свободна, если не соглашается, то воля страстна. Внутри нас свобода и рабство, огонь и вода, жизнь и смерть.
О том, что свобода и рабство зависят от нашего выбора, говорит божественный Григорий Богослов: "Зная, что и хотение и действие зависит от нас и нашей воли и действий, призываем Бога нам на помощь и, поскольку привлекаем Бога, то идём от совершенства к совершенству. Восстанем, братия, и поспешим на спасение душ наших, чтобы, трудясь относительно малое время, насладиться бессмертными благами в нестареющем и бессмертном веке".
Продолжение следует! В следующей публикации будет представлен 10 параграф четвертой главы на тему: О нравственной свободе, развивающейся при отождествлении личной воли с Божественной волей.
Если статья Вам понравилась, перешлите статью Вашим друзьям и знакомым, поставьте понравилось, оцените статью👍, подписывайтесь на канал и рекомендуйте его знакомым!
Переводы данного труда имеют авторское право, не могут нигде публиковаться без согласия переводчика.
Иерей Александр Сергеев