Их в войсках и силах ЗВО изучают постоянно и основательно
На полигонах Западного военного округа продолжается обучение штатных подразделений, а также вновь созданных из мобилизованных воинов. В настоящее время большинство обучаемых составляют добровольцы, для которых военные знания являются путями для достижения победы в ходе проведения на Украине специальной военной операции (СВО). Каждый день учёбы повышает уровень выполнения ими учебно-боевых задач, и освоения тактики ведения боя.
Ритмы полигона
Задолго до наступления рассвета через западные и восточные ворота на учебные объекты въезжают колонны грузовых автомобилей и автобусов. Синие проблесковые огни машин сопровождения ВАИ отражаются от раскачивающихся сосен. Сплошную темень пронзают десятки огней. Остаётся ещё больше часа до наступления светлого времени и специалисты полигонных служб завершают процесс подготовки учебно-материальной базы. Для проведения качественных занятий из автомобилей выгружают десятки ящиков, которые заполняют огневые городки и стрельбища. Через полтора часа полигон уже не узнать: войсками заняты все участки, боксы и учебные поля, танкодромы и специальные полосы.
С рассветом специалисты мишенной команды докладывают о готовности полей и городков старшему руководителю стрельбы. Начальник одного из объектов полигона старший сержант Владимир М. ещё раз проходит по своему хозяйству. На занятиях присутствуют не только мобилизованные воины, но и военные полицейские, связисты, танкисты, мотострелки. Всё говорит о том, что весь полигон в очередной раз заряжается на сутки работы. Здесь давно перешли на приём трёх смен обучаемых. Дальше тёмное время остаётся у специалистов полигона на подготовку учебного оборудования к следующему дню и на положенный восьмичасовой сон.
Обучение – повторением
Теоретические занятия мобилизованных сменяются многократным практическим повторением разных приёмов. Независимо от срока обучения тренировки по огневой, медицинской, инженерной подготовке и вождению боевых машин отличаются высокой интенсивностью. Учёба идёт на новом уровне – в составе подразделений. К тому же ведение наступления или обороны проходит на разных участках полигона с учётом тактических приёмов, отрабатываемых на основании опыта ведения реальных боёв в ходе СВО.
Периодически здесь устраивают дни контрольных занятий по армейской тактической стрельбе, преодолению специализированной полосы препятствий, вождению боевых машин, инженерной подготовке и военной топографии. Тренировки выносливости сопровождаются многокилометровыми маршами по пересечённой местности с применением мобильных навигационных приборов. Постоянно совершенствуются навыки в основных вопросах инженерной подготовки, изучении различных видов минно-взрывных устройств, оборудования укреплений и заграждений.
Опыт штурмовых отрядов
Подразделения штурмовых групп и отрядов формируют из самых подготовленных военнослужащих. Одна из таких групп, численностью около пятнадцати мобилизованных бойцов, проходит подготовку под руководством старшего лейтенанта Николая Ф. Группа тренируется на специальной полосе препятствий и в специально построенном макете здания, расположенного у леса.
Как правило, штурмовая группа может действовать самостоятельно, или взаимодействовать с другими подразделениями, выполняя часть общей боевой задачи. Штурм сейчас выполняют три группы, одна из них – в резерве. Вооружение и состав каждой группы зависит от решаемой задачи. Командир определяет их в процессе подготовки к штурму на основе разведывательных данных, характера объекта и численности личного состава.
Взвод сапёров в то же время обучается на штурмовой полосе под командованием капитана Семёна Ш. Впервые подобная полоса стала учебным объектом перед штурмом войсками Александра Суворова крепости Измаил в 1790 году. Капитан Семён Ш. обучает мобилизованных и на опыте Великой Отечественной войны. Тогда, в 1945 году, для штурма города-крепости Кёнигсберг (ныне – Калининград) были сформированы штурмовые отряды и штурмовые группы, изготовлен макет города с рельефом местности, оборонительными сооружениями и постройками. В результате наступательная операция под руководством Маршала Советского Союза Александра Василевского на укреплённую гитлеровцами территорию с оборонительным обводом, тремя кольцами обороны, фортами, минными и проволочными заграждениями была проведена за четверо суток.
Опыт в других горячих точках и проведение СВО доказали эффективность штурмовых подразделений в городских боях, в том числе и в сапёрных отрядах.
«Зверинец» с крестами
Особого внимания требуют к себе и бронеобъекты стран НАТО. Занимаясь с мобилизованными танкистами, инструкторы обучают их необходимости учитывать многие факторы. Главным остаётся то, что танк противника мы уничтожаем. Несмотря на то, что его мощное орудие мобильно и способно появиться где угодно. Боевая машина с бронёй очень зависит от воздуха для питания двигателя. И может вместе с ним забрать в себя кубы зажигательного вещества, других химических веществ, металлической стружки и тонн песка.
Вот, для примера, два факта о боевых машинах Германии. К началу 1942 года у гитлеровцев не осталось ни одного танка, вторгшегося на территорию СССР 22 июня 1941 года. Половина немецких танковых экипажей погибли или получили тяжёлые ранения от осколков внутренней брони своих же танков. Той самой разрекламированной брони заводов Круппа.
Итак, танк врага должен быть уничтожен до его первого выстрела. И для решения этой задачи с нашей стороны работают многие специалисты. Артиллерийская разведка определяет точные координаты движущихся объектов, высокоточные боеприпасы находят цели, сапёры обеспечивают прикрытие маршрутов. Поэтому танка противника не стоит бояться.
По сообщениям Минобороны России за время проведения специальной военной операции уже уничтожено более 7000 танков (!) и других бронированных объектов украинских неонацистов. А это очень много. Наша армия обладает мощным противотанковым оружием. Это продемонстрировало одно из показных занятий в Московской области, на котором автору довелось побывать много лет назад. Танковая рота получила задачу обнаружить противотанковые средства противника на определённом маршруте. Танкисты добросовестно прошли около десяти километров с охранением, и попали на специальный участок. Вращение башен, наблюдение через восьмикратную оптику и применение тепловизоров ничего не дали. С большой поляны, дающей возможность видеть цели на дальности до 10 километров, противотанковых средств обнаружено не было. Через полчаса на другом неприметном поле с пнями и кустами слушателям военной академии была показана другая картина. Неизвестно откуда вылетали огненные кометы, и стальные башни танков-мишеней с ослепительным блеском падали на землю, воспламеняя кустарники и траву брызгами металла.
То есть, в конце концов, всё зависит от уровня мастерства противотанкистов и танковых экипажей…
Владимир ЧЕРНОВ
Фото автора
Ленинградская обл.