"Капитаном 145 пехотного Новочеркасского полка Николаевым предложен новый способ поверки прицеливания нижних чинов, состоящий в производстве прицеливания обучаемым в отражение глаза обучающего в зеркале.
Ознакомление нижних чиновъ с правильной наводкой (прицеливание) по способу капитана Николаева производится следующим образом:
Поставив обучаемого с винтовкой в положение прикладки у зеркала, заставить его правым глазом глядеть в прорезь прицела; в то же время учитель, взявшись большим и указательным пальцами правой руки снизу за конец штыка обучаемого, подводит мушку обучаемого так, чтобы она пришлась на линии глаза обучаемого, прорези прицела и отражение глаза учителя; задержав винтовку в этом (правильном) положении, приказывает обучаемому спустить курок.
По мере усвоения изложенного, надлежит ставить у зеркала (1/2 арш. х 1
2 арш.) 3—4 обучаемых в шеренги и при них двух, лучше трех, учителей, одного из них у зеркала; по соответствующей команде, обучаемые берут на изготовку, быстро заряжают обоймой, осматриваются при этом учителями; после чего по соответствующей команде быстро вставляют винтовки в плечо, прикладываются и прицеливаются в отражение глаза учителя, стоящего у зеркала; прицелившись — разновременно спускают курки; затем вновь заряжают ружья.
Учитель, стоящий у зеркала, зажмурив один глаз, при малом даже навыке, ясно видит всех обучаемых, видит их прикладку, прицеливание, сваливание, спокойно ли спускается курок, мигание глазами и прочее.
Этот способ допускает работу и ночью, если обыкновенной керосиновой лампой осветить зеркало и учителя, стоящего у зеркала.
Способ капитана Николаева устраняет тот существенный недостаток, какой имеется при наводке в отражение мишеньки согласно наставления для стрельбы, а имённо крайне ограниченное поле зрения, затрудняющее наблюдение за правильностью прикладки, прицеливания и спуска курка.
Кроме того, как указано выше, способ этот допускает поверку прицеливания сразу 3 —4 нижних чиновъ, что в настоящее время, при массовом обучении нижних чиновъ, является весьма ценным, такт как въ значительной степени сокращает проверку.
Групповое обучение прикладки грешит лишь тмъ, что обучающий может правильно оценить положение линии прицеливания только того стрелка, относительно которого его зрачок находится на прямой линии с глазом стрелка, прицелом и мушкой, при поверке же остальных стрелков обучающий должен отвести зрачок, поэтому ему будет казаться, что обучаемыми сделана ошибка, но так как величина этой ошибки весьма незначительна, то с такой погрешностью группового обучения при коротких сроках обучения можно не считаться.
По испытании способа капитана Николаева на ружейном полигоне, при офицерской стрелковой школе способ этот был признан наилучшим из существующих. (Пр-ние Омск. в. о. 29 июля № 213)."
(с) "Разведчик", № 1348, 1916 год.